Официально

Постановление Правительства Республики Бурятия от 23.08.2011 N 368

Об утверждении муниципальной долгосрочной целевой программы "Развитие внутреннего и въездного туризма в г. Улан-Удэ на 2012 - 2014 гг."

В целях создания условий для устойчивого развития туризма как стратегической отрасли развития городской экономики, а также укрепления имиджа г. Улан-Удэ как туристского центра Байкальского региона, заслушав и обсудив проект муниципальной долгосрочной целевой программы "Развитие внутреннего и въездного туризма в г. Улан-Удэ на 2012 - 2014 гг." на заседании коллегии Администрации г. Улан-Удэ, постановляю:
1. Утвердить муниципальную долгосрочную целевую программу "Развитие внутреннего и въездного туризма в г. Улан-Удэ на 2012 - 2014 гг." (далее - Программа) согласно приложению к настоящему постановлению.
2. Комитету по промышленности, потребительскому рынку и туризму Администрации г. Улан-Удэ (Лагаев А.Е.) - заказчику-координатору Программы при ее реализации руководствоваться Положением о порядке разработки, утверждения и реализации муниципальных целевых программ, утвержденном постановлением Администрации г. Улан-Удэ от 19.03.2007 N 124.
3. Комитету по финансам Администрации г. Улан-Удэ (Аюшеев А.Д.) ежегодно предусматривать средства в бюджете города на финансирование мероприятий Программы.

Мэр г. Улан-Удэ
Г.А. Айдаев

Приложение
к постановлению
Администрации г. Улан-Удэ
от 23 августа 2011 г. N 368

Муниципальная долгосрочная целевая программа "Развитие внутреннего и въездного туризма в г. Улан-Удэ на 2012-2014 г."

Паспорт Муниципальной долгосрочной целевой программы "Развитие внутреннего и въездного туризма в г. Улан-Удэ на 2012-2014 гг."

Наименование программы
"Развитие внутреннего и въездного туризма в г. Улан-Удэ на 2012 - 2014 гг"
Дата принятия решения о разработке программы (наименование и номер соответствующего нормативного акта)
Приказ Комитета экономического развития N 180/1 от 17.11.2010 г. "О разработке долгосрочной целевой программы "Развитие внутреннего и въездного туризма в г. Улан-Удэ на 2012 - 2014 гг"
Заказчик/заказчик-координатор
Комитет по промышленности, потребительскому рынку и туризму
Основные разработчики программы
Комитет по промышленности, потребительскому рынку и туризму
Цели и задачи программы
Цели программы:
Создание благоприятных условий для развития внутреннего и въездного туризма в г. Улан-Удэ, способствующих увеличению вклада туризма в экономику города.
Задачи программы:
Задача 1: Стимулирование развития материальной базы туризма (средств размещения и инфраструктуры).
Задача 2: Стимулирование развития сферы услуг и гостеприимства, повышение качества туристских услуг.
Задача 3: Создание положительного имиджа и продвижение города Улан-Удэ - как туристского центра Байкальского региона.
Сроки и этапы реализации программы
2012-2014 гг
Перечень подпрограмм
-
Исполнители подпрограмм и основных мероприятий
- Комитет по промышленности, потребительскому рынку и туризму
- Комитет экономического развития
- Комитет по строительству
- Управление транспорта и связи;
- Муниципальные автономные учреждения;
- Общественные организации;
- Субъекты малого и среднего предпринимательства
Объемы и источники финансирования, тыс. руб.
Годы/источник финансирования
2012
2013
2014
итого
Всего
808 913
594 560
410 320
1813793
В т.ч. федеральный бюджет
454 630
205 240
-
659 870
Местный бюджет
29873
7360
6500
43733
Внебюджетные источники
324410
381 960
403 820
1110190
Ожидаемые конечные результаты реализации программы
К 2014 г. в результате реализации программы будут достигнуты следующие целевые индикаторы:
- Количество мест в коллективных средствах размещения- 2090 мест;
- Объем платных услуг, оказанных туристам - 1320 млн. руб.;
- Количество туристских прибытий - 283 тыс.чел.;

* - объемы бюджетного финансирования мероприятий Программы на 2012 - 2014 гг. являются прогнозными и подлежат уточнению в соответствии с решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов "О бюджете городского округа г. Улан-Удэ" на соответствующий финансовый год и плановый период.

Раздел 1. "Обоснование проблемы, анализ ее исходного состояния"

Развитие туристско-рекреационного комплекса является стратегическим приоритетным направлением Программы социально-экономического развития г. Улан-Удэ на период до 2020 г. Реализация крупномасштабных федеральных проектов в сфере туризма на территории Республики Бурятия, сосредоточие основной туристской инфраструктуры, наличие уникального культурно-исторического наследия делает Улан-Удэ главным центром туризма Байкальского региона.
Реализация муниципальной целевой программы "Развитие туризма в г. Улан-Удэ на 2009 - 2011 гг." заложила основы для дальнейшего поступательного развития отрасли туризма в г. Улан-Удэ. В рамках мероприятий по созданию республиканского кластера "Туризм" Постановлением Правительства Республики Бурятия от 27.05.2010 г. N 213 "О создании зон экономического благоприятствования туристско-рекреационного типа" создана зона экономического благоприятствования в г. Улан-Удэ "Парк-отель Верхняя Березовка", подготовлены инвестиционные площадки для строительства современных гостиниц, проводится постоянная работа по повышению качества туристских услуг и расширению известности г. Улан-Удэ как туристского центра.
Ниже представлен анализ и основные характеристики потенциала сферы туризма в Улан-Удэ.

Таблица 1

1.1. Swot-анализ г. Улан-Удэ в разрезе развития туризма

сильные стороны
- выгодное географическое положение, близость к озеру Байкал;
- наличие транзитной транспортной сети авто и ж/д дорог;
- международный аэропорт "Байкал" ;
- разнообразный ландшафт, наличие двух рек Уды и Селенги и горных перевалов Хамар Дабан и Улан - Бургасы;
- большое количество солнечных дней - 327;
- близость Иволгинского дацана - Центра буддизма России;
- богатое культурное наследие, музеи, театры;
- межэтническая толерантность, мирное сосуществование более 100 национальностей;
- развитие телекоммуникационных сетей и доступа в интернет;
- высокая политическая и социальная стабильность.
слабые стороны
- состояние технической инфраструктуры и общественного транспорта;
- недостаточное количество классифицированных современных отелей;
- низкий уровень квалификации обслуживающего персонала, высокая текучесть кадров;
- высокий уровень стоимости турпродукта Бурятии по сравнению с зарубежными массовыми предложениями;
- угроза исчезновения памятников деревянного зодчества в историческом центре города.
возможности
- создание федеральной особой экономической зоны туристско-рекреационного типа "Байкальская гавань";
- создание региональной зоны экономического благоприятствования в г. Улан-Удэ "Парк-отель Верхняя Березовка";
- мероприятия по благоустройству города в рамках подготовки 350-летнего юбилея основания г. Улан-Удэ в 2016 г.;
-развитие делового туризма путем регулярного проведения тематических форумов российского и международного масштабов и ярких событийных мероприятий (Сагаалган, Сурхарбан, день города, ночь ехора);
- наличие правового обеспечения инвестиционной деятельности в республике Бурятия и г. Улан-Удэ, предусматривающей благоприятные условия для инвестиций в сферу туризма.
угрозы
- задержки с реализацией инвестиционных туристских проектов;
- нарастающая конкуренция со стороны соседних городов;
- быстрое изменение климата .

Проведенное исследование восприятия имиджа г. Улан-Удэ показывает, что в основном наш город имеет следующие сложившиеся ассоциации:
Улан-Удэ - столица Российской Азии;
Улан-Удэ - солнечный город на Байкале;
Улан-Удэ - столица российского буддизма;
Улан-Удэ - центр культуры Востока России;
Данные ассоциации необходимо развивать и наполнять разнообразными способами и по различным каналам коммуникаций, в том числе путем размещения на упаковке продукции товаров местного производства, полиграфической продукции о республике Бурятия и городе Улан-Удэ, ориентированной на инвесторов и туристов (путеводители, справочники, буклеты, презентационные материалы), на сайтах органов государственной власти, в оформлении наружной рекламы города и интерьерах предприятий сферы обслуживания.
Есть у Улан-Удэ и свои пока еще не разгаданные секреты и тайны. В последнее время ученые активно обсуждают возможность признания столицы Бурятии старейшим городом России, ведь именно в окрестностях города находится археологический памятник федерального значения "Гуннское городище" - северная столица Шаньюя Модэ, древнего государства гуннов, существовавшего более 2 200 лет назад.
Гунны - народ, образовавшийся во II-IV вв. в районе нынешней Монголии и Северного Китая, а их империя простиралась до Германии. Наибольшей мощи гуннский союз племен достиг при завоевателе Аттиле, который осадил территорию Римской империи и фактически привел ее к распаду. Гунны научились выплавлять отличную сталь и отработали систему стремительных марш-бросков, что позволило им завоевать полмира.
В районе реки Селенги у гуннов был один из северных военных городов, обнесенных несколькими валами и рвами с водой - они до сих пор видны на космических снимках. В нем проживало около трех тысяч человек. Именно это и является тем важным обстоятельством, которое позволит пересчитать возраст Улан-Удэ и стать одним из самых древних городов России.
История грозных кочевников, захвативших ко второй половине IV века Евразию и пытавшихся в V веке покорить Римскую империю, вызывает большой интерес у европейцев. Ведь гунны, которых древняя Европа считала дикими варварами, на самом деле создали уникальную цивилизацию и культуру. Использование данного бренда, наполненного реальными историческими фактами создает новые уникальные туристские маршруты, центром которого является г. Улан-Удэ.

1.2. Оценка текущего состояния туристской отрасли Улан-Удэ*(1)

За 2007-2010 годы рынок туризма Улан-Удэ характеризует в целом положительная динамика, достигнуты пороговые значения основных индикаторов. Туристские прибытия в Улан-Удэ увеличились на 31% (со 171,1 тыс. чел. в 2007 г. до 225,8 тыс. чел. в 2010г.), объем платных услуг - в 2,5 раза (с 267,3 млн. руб. в 2007г. до 698 млн. руб. - 2010г.), занятость - на 13%, инвестиции - на 61% по сравнению с 2007 годом.
По данным официальной статистики в 2010 году Улан-Удэ посетило 225,8 тыс. туристов, что на 11,5% больше, чем за 2009 год (202,5 тыс. чел.), в том числе 19,5 тысяч туристов из-за рубежа (132,6% к 2009г.).
Количество всех обслуженных туристов составило 259,5 тыс. чел., это на 11,2% больше, чем в 2009 году (233,4 тыс. чел.), в т.ч. по внутреннему туризму - 211,9 тыс. чел. (прирост 10,7%), въездному - 19,5 тыс. чел. (прирост 32,6%), выездному - 28,1 тыс. чел. (прирост 2,5%).

Таблица 2

Динамика внутреннего и въездного туристских потоков

Показатели
2007
Темп роста,
%
2008
Темп
роста,
%
2009
Темп
роста,
%

2010
Темп
роста,
%
Количество обслуженных туристов, чел.
195,5
123,3
250,9
128,3
233,4
93,0
259,5
111,2
- внутренний туризм
157,7
123,7
202,1
128,1
191,3
94,7
211,9
110,8
- въездной туризм
17,1
109,3
14,9
87,1
14,7
98,7
19,5
132,6
- выездной туризм
20,7
134,5
33,8
163,2
27,4
81,1
28,1
102,5

*(1) Анализ произведен на основе официальных данных Госкомстата РБ, формы регионального наблюдения 1-тур

География въездного туризма охватывает более 60 стран. Количество иностранных граждан, посетивших Улан-Удэ в 2010 году, составило 19495 человек. Основной поток туристов из стран Азиатско-тихоокеанского региона, их доля составила 50%, доля из Европы - 19,6%, США - 4,5%, стран СНГ - 3,5%.
Наибольший удельный вес занимают туристы из Монголии, Китая и Германии - 27,8%, 20,3% и 13,5% соответственно.
В 2010 году основными целями путешествий туристов были: отдых - 50% (129,2 тыс. чел.), деловой туризм - 27% (70,3 тыс. чел.), лечение и оздоровление - 12% (30 тыс. чел.), культура и религия 2,8% (7,2 тыс. чел.), посещение родственников - 2,1% (5,5 тыс. чел.), спорт 0,8% (2,1 тыс. чел.) и другое.
По продолжительности пребывания большая часть туристов - 71% знакомится с городом в течение 1-3 дней, от 4 до 7 дней - 14%, от 8 до 28 - 15%.
В 2010 году объем платных услуг, оказанных туристам составил 698 млн. руб., что на 63% больше, чем в 2009 году (428 млн. руб.). В структуре услуг основную долю занимают гостиничные 69,5% (485 млн. руб.), туристские - 21% (147,6 млн. руб.), санаторно-оздоровительные - 9,5% (65,4 млн. руб.).
Численность работников в отрасли туризма в 2010 году составила 2352 человека, по сравнению с 2009 годом это выше на 10% (2126 человек). Доля работников туристской отрасли Улан-Удэ в масштабе соответствующей категории республики соответствует 62%.
Обязательные платежи в бюджеты всех уровней от предприятий туристской отрасли Улан-Удэ в 2010 году составили 79,6 млн. руб. или 80% в объеме поступлений от отрасли туризма Республики Бурятия.

Таблица 3

Количественные показатели, характеризующие вклад туризма в экономику города.

Показатель
2007
2008
2009
2010
Доля туризма в объеме услуг, %
3,06
2,6
3,4
4,8
Доля занятых в сфере туризма в объеме занятых в экономике города, %
1,1
1,2
1,3
1,45
Средняя заработная плата в туризме г. Улан-Удэ / средняя заработная плата в Улан-Удэ, тыс. руб.
8 / 12,6
8 / 16,5
8,8 / 18,1
10 / 20,7
Доля налогов от предприятий отрасли туризма в бюджете города, %
0,7
0,9
0,3
0,3

Анализ показывает, что увеличивается доля услуг от сферы туризма в общем объеме, растет количество занятых в отрасли, повышается средняя заработная плата. Отчисление налоговых платежей снижается за счет перевеса при распределении поступлений в сторону регионального и федерального бюджетов.

Таблица 4

Показатели, характеризующие успешность туристической сферы города

Показатель
2007
2008
2009
2010
Количество посещений туристов из регионов России, тыс. чел
154,0
197,4
187,8
206,3
Количество посещений иностранных туристов, тыс. чел.
17,1
15,0
14,7
19,5
Выручка от продажи товаров, работ, услуг предприятий и организаций сферы туризма, тыс. руб.
600278,6
764358,7
950612,5
885362,4

В целом наблюдается положительная динамика, за исключением кризисного 2009 года.

Таблица 5

Показатели, характеризующие уровень развития туризма в г. Улан-Удэ

Показатель
2007
2008
2009
2010
Количество посещений туристов из стран: Европы, АТР, США, чел.
11072
8 546
9 173
12 021
Количество привлеченных инвесторов в туризм, ед
11
12
11
14
Объем инвестиций в развитие предприятий, млн.руб.
17,5
38,3
62,3
28,1
Количество рабочих мест, созданных привлеченными инвесторами за год
35
44
142
63
Средняя стоимость гостиничного номера в Улан-Удэ, тыс.руб.
1,2
1,3
1,9
2,6
Количество туристических мероприятий, на которых осуществлялись действия по продвижению туризма города Улан-Удэ за год, ед.
4
6
4
6
Средние расходы одного туриста в день в г. Улан-Удэ (проживание, питание, экскурсионное обслуживание), тыс.руб.
1,8
2,2
2,7
3,8
Средняя продолжительность пребывания туристов в городе, койко-ночей
1,1
1,5
1,7
2,0

Наблюдается положительная динамика посещений туристов из основных "стран-поставщиков" Монголии, Китая, Германии. Ежегодно в гостинично-туристский бизнес происходит вливание частных инвестиций - строятся новые гостиницы, создаются рабочие места. Растет степень узнаваемости г. Улан-Удэ на российском и международном рынках туристских услуг, постепенно увеличивается средняя продолжительность пребывания туриста в нашем городе.
Учитывая схожесть туристских ресурсов, наличие общей мировой дестинации - озера Байкал и географическую близость, проведем сравнение некоторых параметров развития туризма в городах Иркутск и Улан-Удэ за 2010 г.

Таблица 6

Сравнительный анализ развития туризма в городах Иркутск и Улан-Уд за 2010 г.

Показатели
Иркутск
Улан-Удэ
Количество жителей, тыс.чел.
587,2
405,8
Количество принятых туристов, тыс.чел.
в том числе:
253,3 (прогноз)
225,8
- российских
224,1
206,3
- иностранных
29,2
19,5
Количество принятых туристов на 1 жителя
0,43
0,55
Выручка от оказания туристских услуг, млн.руб.
1 215,0
885,3
Количество мест в средствах размещения, ед.
3 258
1 919
Обеспеченность номерным фондом на 1 000 чел.
5,5
4,7
Объем инвестиций в основной капитал предприятий туристской сферы, млн.руб.
66,5
59
(экспертная оценка)
Доля занятых в организациях сферы туризма в общем числе занятых в организациях города, %
1,18
1,45

Анализ показывает, что для туристов город Улан-Удэ становится популярно равен, как и Иркутск. Более того, показатель "количество принятых туристов на 1 жителя" демонстрирует перевес в сторону Улан-Удэ. При этом очевидна нехватка гостиничных мест повышенного уровня комфортности в нашем городе. Низкими темпами вводятся новые гостиницы. Тем не менее, в последнее время отмечается возросший интерес туристов к Улан-Удэ, город становится более привлекательным и комфортным для туристов и гостей города.

Таблица 7

Финансирование Муниципальной целевой программы "Развитие туризма в г. Улан-Удэ 2009 - 2011 гг"

(тыс.руб.)

Год
План, тыс.руб.
Факт, тыс.руб.
Освоение за год,%
2009
402,5
402,5
100
2010
1 313,3
1 313,3
100
2011
1 500
1500 (оценка)
100 (оценка)

1.3. Оценка текущего состояния существующей туристской инфраструктуры.

Транспортная инфраструктура:
Город расположен в горной долине рек Селенга и Уда, между хребтами Хамар-Дабан и Улан-Бургасы, в 75 км к востоку от озера Байкал, в 5532 км к востоку от Москвы. Бурятия расположена на юге Восточной Сибири и примыкает с восточной стороны к озеру Байкал. На юге Бурятия граничит с Монголией, с северо-запада - с Иркутской областью и Республикой Тыва, с востока - с Читинской областью. Территория города Улан-Удэ граничит на севере и западе с Иволгинским районом, на востоке с Заиграевским районом, на юге с Тарбагатайским районом Республики Бурятия. Столица Бурятии - крупный транспортный узел Сибири: железнодорожный вокзал, два автовокзала и международный аэропорт "Байкал".
Автомобильный и электрический транспорт.
Городской общественный транспорт представлен автобусами, трамваями и маршрутными такси. На 01.01.2010 г. городской пассажирский транспорт насчитывает 298 автобусов, 1987 микроавтобусов и 65 трамвайных вагонов. Обслуживание населения осуществляется по 43 автобусным и 4 трамвайным маршрутам. Протяженность трамвайных путей составляет 54,6 км, общая протяженность автобусных маршрутов - более 1400 км.
Из г. Улан-Удэ можно доехать автобусным сообщением до большинства районов Республики Бурятия. Действуют 16 пригородных и 83 межмуниципальных автобусных маршрутов.

Таблица 8

Транспортная схема маршрутных автомобильных направлений

Направление
Трасса
Пункт въезда в РБ
Населенные пункты по пути следования
Запад (со стороны Иркутска)
Федеральная трасса М55
п. Выдрино
п. Татаурово, Ошурково, Сотниково, Улан-Удэ
Юг (со стороны Улан-Батора)
А165
п. Кяхта
Иволгинск, Сокол, Улан-Удэ
Восток (со сторон Читы, Тарбагатайский р-н)
Федеральная трасса М55 Байкал
Никольск
Саратовка, п. Нижний Саянтуй, Вахмистрово, Улан-Удэ
(со стороны Заиграево Багдарин)
Р436/Р437
 
Арбиджил, Онохой, Эрхирик, Улан-Удэ
Север (со стороны Курумкана)
Р438
 
Гремячинск, Турунтаево, Улан-Удэ

Въезд со стороны ст. Татаурово и выезд на Н. Саянтуй соединяет г. Улан-Удэ с западными и восточными потоками Федеральной трассы М55 "Байкал", в т.ч. связывает город с г. Иркутск и г. Чита.
Автовокзалы: в г.Улан-Удэ 17 января 2011 г. состоялось открытие автостанции "Селенга". Данная автостанция будет обслуживать межмуниципальные и пригородные маршруты южного и юго-западного направлений: Закаменский, Джидинский, Кяхтинский, Селенгинский, Иволгинский, Окинский и Кабанский районы республики, а также в город Иркутск. С 18 февраля 2011 г. открыта автостанция "Северная", которая обслуживает регулярные маршруты северного и восточного направлений Республики Бурятия.
В паспорте туристских ресурсов г.Улан-Удэ на 01.01.2011 числится 13 транспортных организаций, занимающихся обслуживанием туристов, из них 8 имеют в наличии автобусы туркласса, 10 имеют в наличии микроавтобусы туркласса, 8 организаций водители, которых имеют право международных перевозок.
Железнодорожный транспорт.
г.Улан-Удэ является крупным железнодорожным терминалом, через который проходит Восточно-Сибирская железная дорога, являющаяся звеном Транссибирской магистрали. К транссибирской магистрали примыкает линия Улан-Удэ - Наушки, являющаяся частью направления на г. Улан-Батор (Монголия) и г.Пекин (Китай).

Таблица 9

Транспортная схема железнодорожных направлений

Направление
Ж/д
Пункт въезда в РБ
Населенные пункты по пути следования
Запад (со стороны Иркутска, Байкальска)
Вост.-Сиб.ж/д
п. Выдрино
Татаурово, Мостовой, Дивизионная , Улан-Удэ
Юг (со стороны Улан-Батора и Пекина)
Вост.-Сиб. ж/д
п. Наушки
Саянтуй, Медведчиково, Заудинский, Ст. 5647
Восток (со стороны Читы, Петровск-Забайкальска)
Вост.-Сиб. ж/д
Кижа
п. Онохой, Тальцы, Заудинский, Ст. 5647
(со стороны Барун-Эгиты)
   
п. Онохой, Тальцы

Железнодорожный вокзал г. Улан-Удэ представляет собой полностью реконструированный комплекс, включающий в себя здание пригородных касс, здание багажного отделения, закрытый наземный переход через пути на платформы, открытый наземный переход через привокзальную площадь, а также три платформы для приема и отправления пассажирских поездов.
От привокзальной площади отходят маршрутные автобусы в города Иркутск и Чита, а также в большинство районов республики.
Воздушный транспорт.
В г. Улан-Удэ расположен международный аэропорт "Байкал", который является многосторонним постоянным воздушным грузопассажирским пунктом пропуска через Государственную границу Российской Федерации. Аэропорт "Байкал" обладает всеми техническими возможностями для приема российских и международных воздушных судов: взлетно-посадочную полосу длиной 3000 метров, светосигнальное оборудование (ОВИ-1), всю необходимую инфраструктуру, аэронавигационное и метео оборудование, большой аэровокзал, обученный персонал, сертификат соответствия по осуществлению аэропортовой деятельности N ФАВТ А.01123 от 28 марта 2008года. Авиаперевозку осуществляют 8 авиакомпаний в г. Москва, г. Иркутск, г. Красноярск и международный рейс г. Улан-Батор (Монголия), а также в п.Нижнеангарск и п.Таксимо.

Таблица 10

Транспортная схема воздушных направлений

Аэропорт вылета
Аэропорт прибытия
Тип ВС
Авиакомпания (А/К)
Домодедово, г. Москва
"Байкал", г. Улан-Удэ
B-737-800
А/К "ГЛОБУС"
Внуково, г. Москва
"Байкал", г. Улан-Удэ
В-737-700
А/К "ЯКУТИЯ"
Домодедово, г. Москва
"Байкал", г. Улан-Удэ
Ту-214
А/К "ТРАНСАЕРО"
Иркутск
"Байкал", г. Улан-Удэ
Ан-24
А/К "ИРАЭРО"
Якутск
"Байкал", г. Улан-Удэ
Ан-140
А/К "ЯКУТИЯ"
Улан-Батор, Монголия
"Байкал", г. Улан-Удэ
SAAB-340
А/К "ИЗИНИС ЭЙРВЭЙЗ"
Домодедово, г. Москва
"Байкал", г. Улан-Удэ
В-757-200
А/К "ВИМ АВИА"
Красноярск
"Байкал", г. Улан-Удэ
ТУ-134
А/К "Континент"
п. Нижнеангарск
"Байкал", г. Улан-Удэ
АН-24
А/К "Бурятские авиалинии"
п. Таксимо
"Байкал", г. Улан-Удэ
АН-24
А/К "Бурятские авиалинии"

Анализ гостиниц и других средств размещения.
По состоянию на 01.01.2011 на территории г. Улан-Удэ зарегистрировано 67 гостиниц общей емкостью 1919 койко-мест. Из которых 981 койко-место в 12-ти гостиницах отвечают современным требованиям, и всего 85 мест в номерах класса "люкс".
В 2010 году объем гостиничных услуг составил 485 млн.руб., что соответствует 70% от всех услуг, оказанных туристам г. Улан-Удэ.
Из 67 гостиниц города 9 являются крупными (более 50 мест). Это гостиницы: "Бурятия" - 300 мест, "Байкал Плаза" - 130 мест, "Гэсэр" - 103 места, "Одон" - 76 мест, "Баргузин" - 145 мест, "Сагаан Морин" - 53 места, второй корпус - 123 места, "Аян Отель" - 54 места, "Золотой Колос" - 73 места. Общий номерной фонд названных гостиниц составляет 1057 мест, или 55% от общего объема гостиничных мест г.Улан-Удэ. Эти гостиницы предоставляют более-менее полный набор дополнительных услуг. Две гостиницы имеют категорию "4 звезды" - это "Байкал Плаза" и "Сибирь".
В настоящее время, благодаря установлению понижающего корректирующего коэффициента К2 при расчете ЕНВД - налог на котором находятся гостиницы до 500 кв.м., в г. Улан-Удэ сложилась благоприятная среда для развития гостиничного бизнеса, особенно в сегменте малых гостиниц. Так в 2010 году появилось 13 новых мини-гостиниц на 67 мест. Всего же количество мини-гостиниц достигло 58 единиц на 853 места, которые занимают 45% номерного фонда г.Улан-Удэ.
Мини-гостиницы открываются, в основном, в приспособленных, переоборудованных помещениях из жилого в нежилой фонд, что зачастую не позволяет их вовлекать в обслуживание туристов.
Четверть гостиниц Улан-Удэ имеют предприятия питания (рестораны, кафе). Завтраки предоставляются в 20 гостиницах (30% от общего количества).
Конференц-залы оборудованы в 8 гостиницах: "Байкал-Плаза" - 80 мест, "Сибирь" - 20, "Гэсэр" - 25 и 120 мест, "Бурятия" - 50, "Саган Морин" - 50, "Оранж-Хаус" - 120, "Сакура" - 20, "Профсоюзник" - 40.
Услуги парикмахерских предлагают 10 гостиниц, тренажерных и спортивных залов - 3, сауны работают в 9 гостиницах. В 7 гостиницах работают авиа и железнодорожные кассы.
Среднегодовой коэффициент загрузки номерного фонда в Улан-Удэ составляет 48%, при этом в межсезонье - до 25%, в летний пик близок к 100%.

Сфера питания.
На 01.01.2011 в г.Улан-Удэ действует 766 объектов общественного питания, в том числе 480 предприятий общедоступной сети, более чем на 23 тыс. посадочных мест.
За последние десять лет обороты общественного питания увеличились по городу Улан-Удэ почти в 8 раз. Появляются новые точки общепита в современном формате - суши-бары, ресто-клубы, пивные рестораны, пабы. За 2010 год в городе открылись 9 закусочных, 24 кафе, 3 столовых и 6 ресторанов.
Лидирующее место в столице занимают предприятия бурятской кухни. Их доля от общего количества предприятий общественного питания составляет 30%. Наиболее популярны из них ресторан "Чингисхан", кафе "Кулькисон", кафе "Баатарай Ургоо", закусочная "Будамшу". Также активно развивается бурятская кухня в историческом центре города, где ее представляют буряты, вернувшиеся из Внутренней Монголии КНР (Шэнэхэнские буряты).
Но столица Бурятии славится и разнообразием мировых национальных кухонь, которые сегодня пользуются не меньшей популярностью у горожан и гостей города. В Улан-Удэ можно насладиться китайской кухней в ресторане "Ургы" и кафе "Золотой Дракон", русской - в ресторане "Маруся" и кафе "Сударь". Порадует армянской едой кафе "Золотая Корона", итальянской - ресторан "Карлос VII". Отведать мексиканской еды можно в кафе "Ресторанчо", грузинской - в кафе "Генацвалле", японской - в ресторане "Киото" и суши-баре "Коджима".

Объекты историко-культурного наследия.
Улан-Удэ обладает уникальными историко-культурными памятниками и с 1990 г. включен в список Исторических городов России. В городе расположено 234 объекта культурного наследия, из них 9 объектов в собственности Российской Федерации, 14 объектов в республиканской собственности, 24 объекта в муниципальной собственности, 187 в частной собственности. Историко-культурные памятники федерального значения - 11 и регионального значения - 223.
В центральной исторической части Улан-Удэ находится 117 памятников деревянного зодчества, из них 4 здания - памятники истории, 113 - памятники архитектуры и градостроительства. Анализируя состояние памятников по их техническим паспортам, можно сделать вывод, что износ составляет 80%. Под угрозой исчезновения находятся здания-памятники деревянного зодчества, в которых в основном расположен жилой фонд. В целях недопущения исчезновения основного культурного наследия города, сохранения статуса "Исторический город России", необходимо срочно принимать меры по реконструкции зданий деревянного зодчества.

Культурно-развлекательные учреждения.
Улан-Удэ - город театральный, у нас работают 5 академических театров: Бурятский государственный театр оперы и балеты им. Г.Цыдынжапова, Бурятский государственный академический театр драмы им. Х.Намсараева, Государственный русский драматический театр им. Н.Бестужева, бурятский государственный театр кукол "Ульгэр", государственный театр песни и танца "Байкал". Осуществляют театрально-концертную деятельность молодежный театр, бурятская филармония, национальный цирк, центр народного творчества, 2 муниципальных театра песни и танца, 8 учреждений культурно-досугового типа.
Всего в г. Улан-Удэ 10 музеев, из них 4 государственных музея Республики Бурятии: Национальный музей, Музей природы Бурятии, Этнографический музей народов Забайкалья, филиал Кяхтинского краеведческого музея им. академика В. А. Обручева, один муниципальный - Музей истории города, 4 ведомственных и один частный.
3 республиканские библиотеки: Национальная библиотека, Детско-юношеская библиотека и специальная библиотека для слепых и 17 муниципальных библиотек: научно-медицинская библиотека, центральная библиотека им.И. Калашникова, центральная научная библиотека, детские библиотеки и другие.
Материальная база для занятий спортом: 99 спортивных залов, из которых в паспорте туристских ресурсов числится 23 спорткомплекса. Функционируют 6 бассейнов, в том числе в школах и 4 стадиона.
г. Улан-Удэ готов предложить и достойные развлекательные центры: ТРК "Пиплс парк", РЦ "Фабрика кино", РЦ "Еврозона", ТРЦ "Два кита".
В паспорте туристских ресурсов на 01.01.2010: 6 кинотеатров, 10 ночных клубов, 5 караоке-баров, 7 бильярдных клубов и 3 боулинг-центра.

Сувенирная продукция.
На сегодняшний день в Улан-Удэ активно развивается направление по изготовлению сувенирной продукции с тематикой города, как исторического и духовного центра Восточной Сибири. На 01.01.2011 г. в городе Улан-Удэ работает 51 мастер-ремесленник народных художественных промыслов Бурятии, из которых 24 мастера специализируются на изделиях из кости, стекла, керамики, металла, камня, дерева, бересты, теста; 9 - строчевышитые изделия; 3 - бисероплетение; 5 - изготовление бижутерии и ювелирных изделий; 8 - изделия из кожи, замши, меха и войлока и 2 - художественные картины.
Но тем не менее, пока еще на рынке сувенирной продукции преобладают изделия из Монголии и Китая. Это связано с тем, что в г. Улан-Удэ нет производства сувениров в промышленном масштабе.

Основные туристские маршруты:
"Улан-Удэ - столица Азии Байкальской" входит в базовый пакет турпродукта Бурятии. Данный маршрут занял I место в номинации "Лучший культурно-познавательный маршрут" в республиканском конкурсе "Лучший туристский маршрут" среди муниципальных образований Республики Бурятия. Именно со знакомства с культурно-историческими памятниками г. Улан-Удэ начинается путешествие по Бурятии. Экскурсионный маршрут по г. Улан-Удэ включает в себя посещение исторической части Советского района, наиболее интересные объекты экскурсионного показа Октябрьского и Железнодорожного районов. Данный маршрут является базовым для экскурсоводов. На его основе предлагаются различные варианты маршрутов как пешеходные, так и автобусные, для различных категорий экскурсантов (российские и иностранные туристы; школьники всех возрастов, студенты).
"Улан-Удэ в годы Великой отечественной войны". "Никто не забыт, ничто не забыто", "Осталась память о войне" - это экскурсии, посвященные участию Бурятии в Великой отечественной войне. Посещение памятных мемориалов воинам-землякам: площадь "Память" на проспекте Победы, мемориал у монумента "ТАНК - Т-34", ул. Балтахинова, пл. Славы ЛВРЗ, мемориал на к/т Октябрь и др.
"Каменное и деревянное зодчество Верхнеудинска" - пешеходная познавательная прогулка по исторической части города, осмотр объектов культурного наследия и деревянного зодчества.
"Верхнеудинск - Улан-Удэ на Великом Чайном пути" - экскурсия об истории развития купечества в городе с посещением Музея истории города, а также кварталов именитых купцов.
"Улан-Удэ - многоконфессиональный", "Наследие мировых религий" - посещение православных храмов, буддийских дацанов, мусульманской мечети, римско-католического прихода и шаманской организации "Тэнгэри".
"Памятники Улан-Удэ" - обзорная экскурсия по городу, знакомство с современными скульптурными композициями города.
Пригородные радиальные туры по маршруту по "Этнокольцо Бурятии":
"Улан-Удэ - Арбиджил" (75 км от города), однодневное путешествие "Гостевой прием в бурятской семье". В программе путевая экскурсионная программа, прием в традиционной бурятской юрте с фольклорной программой. Радушные хозяева научат вас готовить бурятское блюдо позы, играть в кости, стрелять из лука, носить бурятский костюм, собирать и разбирать войлочную юрту.
"Улан-Удэ - Ацагат" (60 км. от города), однодневное путешествие "Ацагатская долина". Включает посещение Ацагатского дацана, музея Агвана Доржиева, основателя первого дацана - лечебницы, а также памятных мест, связанных с жизнью и деятельностью этого выдающегося ученого, философа, дипломата, Учителя Далай-ламы XIII.
"Улан-Удэ - с.Большой Куналей" (65 км. от города), а также "Улан-Удэ - Тарбагатай" (57 км. от города) однодневное путешествие "В гостях у семейских". В программе путевая экскурсионная программа, прием в доме у семейских с фольклорной программой, угощением традиционным старообрядческим обедом, показом семейских костюмов, а также обряды и старинные игры вместе с гостями. Экскурсия по селу с посещением старинного дома, знакомство с материальной культурой старообрядцев.
"Улан-Удэ - Иволгинский дацан" (40 км. от города) - тематическая автобусная экскурсия в духовную столицу Буддийской традиционной Сангхи России - Иволгинский дацан. Пешеходная экскурсия по территории Дацана, посещение "Согчен дугана", "Сахюусан Сумэ", "Маанин дугана", Жууд-дугана", а также Дворца Двенадцатого Пандито Хамбо ламы Даши Доржо Итигэлова. Дацан охраняется государством как памятник культового зодчества.
"Улан-Удэ - Кяхта" (от города 270 км.), однодневное путешествие "Кяхта - золотые ворота России" экскурсия по г. Кяхте - российской столице Великого Чайного пути. Главное событие тура - экскурсия в Кяхтинский краеведческий музей имени академика В.А. Обручева, названный "Эрмитаж в миниатюре" (основан в 1890 г.).
"Улан-Удэ - п. Новоселенгинск" (130 км. от города) однодневное путешествие с экскурсией "Декабристы Забайкалья" включает посещение музея декабристов, некрополя на могилах Н.А. Бестужева, К.П. Торсона и их родных исторических мест Новоселенгинска: скалы Англичанки, памятника на могиле английских миссионеров.
Из Улан-Удэ начинаются все маршруты на Байкал Священный Байкал", "Байкал - жемчужина восточной Сибири": "Улан-Удэ - п.Посольск", "Улан-Удэ - Максимиха", "Улан-Удэ - Байкальский прибой", "Улан-Удэ - Энхалук", "Улан-Удэ - Горячинск", "Улан-Удэ - Гремячинск".

Туристские компании и организации
На 01.01.2011 г. на территории города действует 65 компаний из них 25 туристских компаний - операторов, находящихся в Едином федеральном реестре туроператоров, в т.ч. 18 туроператоров по международному и внутреннему туризму, 7 по внутреннему туризму. 10 туроператоров имеют право на безвизовый обмен между РФ и КНР.
Кроме этого - 45 туристских агентств.
Государственное регулирование сферы туризма на территории Республики Бурятия осуществляет Республиканское Агентство по туризму, проводится большая работа по продвижению туристских ресурсов Бурятии и привлечению инвестиций в туристско-рекреационный комплекс.
На 1 января 2011 г. в г. Улан-Удэ действуют следующие общественные организации в туристской сфере:
- РОО "Федерация альпинизма и скалолазания РБ" - популяризация альпинизма и скалолазания;
- РОО "Федерация экстремальных видов спорта и путешествий РБ "Байкальский Экстрим" - продвижение экстремальных видов спорта;
- РОО "Федерация спортивного туризма и альпинизма РБ" - популяризация спортивного туризма и альпинизма;
- НП "Большая Байкальская Тропа - Бурятия"
- РОО "Бурятская ассоциация потребителей" - повышение квалификации работников гостиничного хозяйства и выдача заключений о стандартизации гостиницам и коллективным средствам размещения;
- НО "Гуннский международный фонд" - проводит фестиваль гуннской культуры, продвигает проекты сохранения историко-культурного наследия;
- Бурятская Региональная Организация Российского Союза Туриндустрии (БРО РСТ)
- НП "Бурятская ассоциация рестораторов";
- РОО "Бурятская гостиничная ассоциация".

Система подготовки кадров. Кадровое обеспечение
Научно-образовательный комплекс Улан-Удэ в сфере туризма представлен 4 высшими учебными заведениями: Бурятский государственный университет, Восточно-Сибирский государственный технологический университет, Восточно-Сибирская государственная академия культуры и искусств, Бурятская государственная сельскохозяйственная академия. Ежегодно выпускаются туристские кадры по специальностям: "Социально-культурный сервис и туризм", "Туризм", "Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм", "Менеджмент организации" - менеджмент туризма, "Мировая экономика" - экономика международного туризма.
Средние специальные учебные заведения: "Байкальский техникум туризма и экологосберегающих технологий", НПО "Бурятский Республиканский индустриальный техникум", "Улан-Удэнский инженерно-педагогический колледж", "Байкальский колледж экологии и бизнеса", Колледж байкальского экономико-правового института, "Улан-Удэнский торгово-экономический техникум" готовят туристские кадры по специальностям: туризм и гостиничный сервис.

Подготовка экскурсоводов и гидов-переводчиков.
В рамках исполнения Постановления Администрации г. Улан-Удэ от 08.12.09 N 550 "О введении единой системы Аккредитации экскурсоводов и гидов-переводчиков в г. Улан-Удэ" в 2010г. - 2011 г. было аккредитовано 15 экскурсоводов и гидов-переводчиков. Ежегодно проводятся семинары для экскурсоводов "Экскурсионное дело в г. Улан-Удэ".
Региональная зона экономического благоприятствования "Парк-отель "Верхняя Березовка"
Основными направлениями инвестирования в туристскую отрасль в г. Улан-Удэ станут: реализация проектов РЗЭБ "Парк-отель "Верхняя Березовка", строительство гостиниц, благоустройство мест туристского показа, формирование современной инфраструктуры развлечений, конструирование и проведение уникальных событийных мероприятий культурного, спортивного, делового и научного характера с потенциалом повышения уровня их проведения до межрегионального и международного.
Территория строительства РЗЭБ "Парк-отель Верхняя Березовка" определена Генеральным планом развития города Улан-Удэ как зона рекреации.
Выбор территории для размещения региональной зоны экономического благоприятствования туристско-рекреационного типа обусловлен несколькими факторами: прежде всего территория Верхней Березовки - это исторически сложившаяся зона отдыха горожан, место проведения крупнейших республиканских и городских мероприятий, средоточие загородных баз и детских лагерей отдыха, во-вторых: она расположена по пути следования в ТР ОЭЗ "Байкальская Гавань", и в третьих: относительная близость к городу и инфраструктурным объектам, позволит создать комплексный туристский продукт, удовлетворяющий потребности различных категорий туристов.
Здесь располагаются республиканский ипподром, места отдыха горожан, спортивные площадки, центры активного отдыха, лечебно-профилактические санатории и клиника восточной медицины, детские спортивные и оздоровительные лагеря.
На трех земельных участках данной территории планируется создание туристских комплексов, отвечающих мировым стандартам. Это Всесезонный центр развития экстремальных видов спорта парк "Адреналин", Этнокультурный туристический комплекс "Вся Бурятия" и Центр делового туризма "Сайен".
Первая площадка, определенная для строительства горнолыжного центра, располагается между оздоровительным лагерем "Зорька" и местом отдыха "Лесная поляна", на горе Орлиная, высотой 912,7 м. с перепадом высот 220-246,06 ярды. Участок площадью 80,3 га покрыт лесным массивом, находится на муниципальных землях городского округа "город Улан-Удэ".
Вторая площадка располагается в пади Кулемина и Сухая, напротив Этнографического музея, на ней предполагается строительство Этнокультурного туристического комплекса. Участок занимает площадь 49,76 га и находится на муниципальных землях городского округа "город Улан-Удэ", имеется подъездная дорога от автомагистрали Улан-Удэ-Курумкан.
Третья площадка (6,13 га) находится по адресу Верхняя Березовка, уч. 4а, запланировано строительство центра делового туризма "Сайен" в японском стиле. Это будет первый отель высокого класса в столице Бурятии, построенный за последние 20 лет.

Раздел 2. "Основные цели и задачи программы"

Цели и задачи программы направлены на дальнейшее поступательное движение развития отрасли туризма в г. Улан-Удэ. Кроме этого, основной целью будет являться подготовка необходимых программных документов, которые позволят сохранить наше наследие и достойно встретить 350-летний юбилей со дня основания г. Улан-Удэ в 2016 г.
Цели программы:
Создание благоприятных условий для развития внутреннего и въездного туризма в г. Улан-Удэ, способствующих увеличению вклада туризма в экономику города.
Задачи программы:
1 задача: Стимулирование развития материальной базы туризма (средств размещения и инфраструктуры).
2 задача: Стимулирование развития сферы услуг и гостеприимства, повышение качества туристских услуг.
3 задача: Создание положительного имиджа и продвижение города Улан-Удэ - как туристского центра Байкальского региона.
Сроки и этапы реализации программы
Реализацию программы планируется осуществить в 2012 -2014 годах поэтапно:
Первый этап - 2012 год - подготовительный, связанный с созданием организационно - экономических предпосылок для предпринимательской деятельности в сфере туризма, разработке необходимых программных документов для дальнейшего развития инвестиционных проектов.
Второй этап - 2013 год - этап пилотного внедрения, предусматривающий проведение работ по созданию наиболее важных и значимых объектов в зоне экономического благоприятствования "Парк - Отель Верхняя Березовка" и историческом центре города.
Третий этап - 2014год - этап реализации, предусматривающей создание современных туристских комплексов.

Раздел 3. Перечень программных мероприятий Муниципальной долгосрочной целевой программы "Развитие внутреннего и въездного туризма в г.Улан-Удэ на 2012 - 2014 гг"

N
Наименование мероприятия
Код экономической классификации расходов бюджета
Срок исполнения
Главный распорядитель бюдженых средств
Ожидаемый результат
Источники финансирования
Объемы финансирования по годам, тыс.руб.
Итого
2012
2013
2014
Задача 1. Стимулирование развития материальной базы туризма (средств размещения и инфраструктуры).
1.
Создание зоны экономического благоприятствования туритстско-рекреационного типа "Парк-отель Верхняя Березовка", в том числе
 
2012 - 2014
КППРиТ КС
Создание условий для привлечения инвестиций, в том числе бюджетных, развитие зоны рекреации и отдыха, создание многофункционального туристского центра
Итого:
761 823
537 100
300 000
1 598 923
В т.ч. Федеральный бюджет
454 630
205 240
-
659 870
Республиканский бюджет
-
-
-
-
Местный бюджет
13 193
2 860
-
16 053
Внебюджетные источники
294 000
329 000
300 000
923 000
1.1.
Изготовление проекта планировки местности РЗЭБ "Парк-Отель "Верхняя Березовка"
226
2012 - 2014
КС
 
Итого:
2 000
-
-
2 000
В т.ч. Федеральный бюджет
-
-
-
-
Республиканский бюджет
-
-
-
-
Местный бюджет
2 000
-
-
2 000
Внебюджетные источники
-
-
-
-
1.2.
Изготовление ПСД на инженерную инфраструктуру РЗЭБ "Парк-Отель "Верхняя Березовка"
226
2012 - 2014
КС
 
Итого:
6 673
-
-
6 673
В т.ч. Федеральный бюджет
-
-
-
-
Республиканский бюджет
-
-
-
-
Местный бюджет
6 673
-
-
6 673
Внебюджетные источники
-
-
-
-
1.3.
Строительство подъездных путей к зоне (2000 м автомобильной дороги шириной 6 м.)*
310
2012 - 2014
КС
 
Итого:
76390
-
-
76390
В т.ч. Федеральный бюджет
76190
-
-
76190
Республиканский бюджет
-
-
-
-
Местный бюджет
200
-
-
200
Внебюджетные источники
-
-
-
-
1.4.
Строительство внутренних автодорог (5000 м)*
310
2012 - 2014
КС
 
Итого:
95740
95240
-
190980
В т.ч. Федеральный бюджет
95240
95240
-
190480
Республиканский бюджет
-
-
-
-
Местный бюджет
500
-
-
500
Внебюджетные источники
-
-
-
-
1.5.
Завершение строительства контррезервуаров пос.Орешково (объем 2х2000 куб.м.)*
310
2012 - 2014
КС
 
Итого:
10010
-
-
10010
В т.ч. Федеральный бюджет
9980
-
-
9980
Республиканский бюджет
-
-
-
-
Местный бюджет
30
-
-
30
Внебюджетные источники
-
-
-
-
1.6.
Реконструкция насосной станции III подъема (производительность - не менее 25 тыс.куб.м/сут.)*
310
2012 - 2014
КС
 
Итого:
16190
-
-
16190
В т.ч. Федеральный бюджет
16150
-
-
16150
Республиканский бюджет
-
-
-
-
Местный бюджет
40
-
-
40
Внебюджетные источники
-
-
-
-
1.7.
Строительство 1-ой магистральной нитки водопровода от точки подключения к существующим водоводам в районе ул.Гвардейская до проектируемых объектов (диаметр = 2х500 мм, протяженность - 8,5 км.)*
310
2012 - 2014
КС
 
Итого:
42860
-
-
42860
В т.ч. Федеральный бюджет
42750
-
-
42750
Республиканский бюджет
-
-
-
-
Местный бюджет
110
-
-
110
Внебюджетные источники
-
-
-
-
1.8.
Строительство 2-ой магистральной нитки водопровода от точки подключения к существующему водопроводу ООО "Гевс Плюс" в районе застройки "Алтан Газар" до проектируемых объектов (диаметр = 2х500 мм, протяженность -7,5 км.)*
310
2012 - 2014
КС
 
Итого:
35720
-
-
35720
В т.ч. Федеральный бюджет
35630
-
-
35630
Республиканский бюджет
-
-
-
-
Местный бюджет
90
-
-
90
Внебюджетные источники
-
-
-
-
1.9.
Строительство водовода от КП-7 по ул.Трактовая до насосной станции III подъема (диаметр 500 мм, протяженность " 1,5 км.)*
310
2012 - 2014
КС
 
Итого:
7620
-
-
7620
В т.ч. Федеральный бюджет
7600
-
-
7600
Республиканский бюджет
-
-
-
-
Местный бюджет
20
-
 
20
Внебюджетные источники
-
-
-
-
1.10.
Строительство повысительной насосной станции*
310
2012 - 2014
КС
 
Итого:
3810
-
-
3810
В т.ч. Федеральный бюджет
3800
-
-
3800
Республиканский бюджет
-
-
-
-
Местный бюджет
10
-
-
10
Внебюджетные источники
-
-
-
-
1.11.
Присоединение магистрального коллектора в существующий коллектор застройки "Алтан Газар" (диаметр 300 мм, протяженность 7 км.)*
310
2012 - 2014
КС
 
Итого:
56770
-
-
56770
В т.ч. Федеральный бюджет
56620
-
-
56620
Республиканский бюджет
-
-
-
-
Местный бюджет
150
-
-
150
Внебюджетные источники
-
-
-
-
1.12.
Строительство теплотрассы d = 325 мм., протяженностью 6 км с трубой в 2 нитки от малоэтажной застройки "Алтан Газар" до участков проекта, включая 5 повысительных насосных станций, по одной через каждый километр теплотрассы*
310
2012 - 2014
КС
 
Итого:
111250
110 000
-
221250
в т.ч. Федеральный бюджет
110670
110 000
-
220670
Республиканский бюджет
-
-
-
-
Местный бюджет
580
-
-
0,58
Внебюджетные источники
-
-
-
-
1.13.
Организация электроснабжения (монтаж КЛ 6 кВ "Верхняя Березовка")*
310
2012 - 2014
КС
 
Итого:
2790
2860
-
5650
в т.ч. Федеральный бюджет
-
-
-
-
Республиканский бюджет
-
-
-
-
Местный бюджет
2790
2860
-
5650
Внебюджетные источники
-
-
-
-
1.14.
Строительство гостинично-делового комплекса SAYEN
       
Итого:
200 000
-
-
200 000
в т.ч. Федеральный бюджет
-
-
-
-
Республиканский бюджет
-
-
-
-
Местный бюджет
-
-
-
-
Внебюджетные источники
200 000
-
-
200 000
1.15.
Строительство конгрессно-выставочного комплекса
       
Итого:
-
229 000
200 000
429 000
в т.ч. Федеральный бюджет
-
-
-
-
Республиканский бюджет
-
-
-
-
Местный бюджет
-
-
-
-
Внебюджетные источники
-
229 000
200 000
429 000
1.16.
Центр развития экстремальных видов спорта "Парк "Адреналин"
       
Итого:
94 000
100 000
-
194 000
в т.ч. Федеральный бюджет
-
-
-
-
Республиканский бюджет
-
-
-
-
Местный бюджет
-
-
-
-
Внебюджетные источники
94 000
100 000
-
194 000
1.17.
Строительство гостиниц
       
Итого:
-
-
100 000
100 000
в т.ч. Федеральный бюджет
-
-
-
-
Республиканский бюджет
-
-
-
-
Местный бюджет
-
-
-
-
Внебюджетные источники
-
-
100 000
100 000
2.
Строительство гостиницы "Верхнеудинск"
       
Итого:
30 000
50 000
100 000
180 000
в т.ч. Федеральный бюджет
       
Республиканский бюджет
       
Местный бюджет
       
Внебюджетные источники
30 000
50 000
100 000
180 000
3.
Строительство автодороги по ул.1-я Дзержинская до дацана "Римпоче-Багша"
310
2012 - 2014
КС
Благоустройство туристического маршрута по г. Улан-Удэ. Создание смотровой площадки.
Итого:
13 490
-
-
13 490
в т.ч. Федеральный бюджет
-
-
-
-
Республиканский бюджет
-
-
-
-
Местный бюджет
13490
-
-
13490
Внебюджетные источники
-
-
-
-
4.
Изготовление, установка и обслуживание информационных стендов, электронных киосков, указателей движения, информационных табло на/ вблизи туристских объектов, памятниках, достопримечательностях, названий основных улиц (с информацией на русском и английском языках), остановочных пунктах г. Улан-Удэ
310
в течение года
КППРиТ УПТиС
Благоустройство туристического маршрута по г. Улан-Удэ. Повышение информационной открытости и доступности туристических ресурсов.
Итого:
200
200
200
600
в т.ч. Федеральный бюджет
-
-
-
-
Республиканский бюджет
-
-
-
-
Местный бюджет
200
200
200
600
Внебюджетные источники
-
-
-
-
5.
Разработка плана пешеходных троп и велосипедных дорожек на туристических маршрутах выходного дня: Верхняя Березовка -Аршан, Дивизионная.
226
2012 - 2014
КППРиТ
создание новых туристических маршрутов выходного дня по Верхней Березовке. Благоустройство территории, сохранение лесной зоны, привлечение инвестиций
Итого:
90
-
-
90
в т.ч. Федеральный бюджет
-
-
-
-
Республиканский бюджет
-
-
-
-
Местный бюджет
90
-
-
90
Внебюджетные источники
-
-
-
-
6.
Развитие сети информационных центров на территории города, в том числе на базе Музея истории г. Улан-Удэ
226
2012 - 2014
КППРиТ
создание визитно-информационных центров, предоставляющих информацию туристам
Итого:
100
100
100
300
в т.ч. Федеральный бюджет
       
Республиканский бюджет
       
Местный бюджет
100
100
100
300
Внебюджетные источники
       
7.
Строительство троп и велосипедных дорожек в 2013 - 2014 гг в рамках проекта "Большая Байкальская тропа"
310
2013 - 2014
КС
создание новых туристических маршрутов выходного дня по Верхней Березовке. Благоустройство территории, сохранение лесной зоны, привлечение инвестиций
Итого:
-
3 300
3 300
6 600
в т.ч. Федеральный бюджет
-
-
-
-
Республиканский бюджет
-
-
-
-
Местный бюджет
-
1000
1000
2000
Внебюджетные источники
-
2 300
2 300
4 600
итого по задаче 1
Итого:
805 703
590 700
403 600
1 800 003
В т.ч. Федеральный бюджет
454 630
205 240
-
659 870
Республиканский бюджет
-
-
-
-
Местный бюджет
27 073
4 160
1 300
32 533
Внебюджетные источники
324 000
381 300
402 300
1 107 600
Задача 2: Стимулирование развития сферы услуг и гостеприимства, повышение качества туристских услуг.
6.
Проведение профессиональных конкурсов среди предприятий и индустрии гостеприимства (гостиницы, рестораны, турфирмы, транспорт и т.д.)
226
2012 - 2014
КППРиТ
повышение качества предоставляемых услуг, создание конкурентной среды, повышение престижа туристической деятельности
Итого:
100
150
200
450
в т.ч. федеральный бюджет
-
-
-
-
Республиканский бюджет
-
-
-
-
Местный бюджет
100
150
200
450
Внебюджетные источники
-
-
-
-
7.
Проведение городского конкурса среди экскурсоводов и гидов-переводчиков
226
2012 - 2014
КППРиТ
расширение тематики и форм экскурсионного обслуживания, подготовка современных профессиональных кадров для экскурсоведения
Итого:
100
150
200
450
в т.ч. федеральный бюджет
-
-
-
-
Республиканский бюджет
-
-
-
-
Местный бюджет
100
150
200
450
Внебюджетные источники
-
-
-
-
8.
Проведение обучающих семинаров, мастер-классов, аккредитаций для специалистов сферы туризма
226
2012 - 2014
КППРиТ
повышение качества предоставляемых услуг, создание конкурентной среды, повышение престижа туристической деятельности
Итого:
130
190
250
570
в т.ч. федеральный бюджет
-
-
-
-
Республиканский бюджет
-
-
-
-
Местный бюджет
100
150
200
450
Внебюджетные источники
30
40
50
120
9.
проведение ежегодного праздника "Международный день туризма"
226
2012 - 2014
КППРиТ
Активизация туристского движения, пропаганда здорового и активного отдыха, стимулирование краеведческой работы
Итого:
230
300
370
900
в т.ч. федеральный бюджет
-
-
-
-
Республиканский бюджет
-
-
-
-
Местный бюджет
200
250
300
750
Внебюджетные источники
30
50
70
150
10.
Проведение городской студенческой олимпиады по туризму и краеведению
226
2012 - 2014
КППРиТ
Повышение качества образования, подготовка высококвалифицированных кадров, создание кадрового банка данных
Итого:
250
320
400
970
в т.ч. федеральный бюджет
-
-
-
-
Республиканский бюджет
-
-
-
-
Местный бюджет
200
250
300
750
Внебюджетные источники
50
70
100
220
11.
Проведение в г. Улан-Удэ в 2014 г. III-го международного туристического форума "Байкальское гостеприимство"
226
2014
КППРиТ
 
Итого:
-
-
1500
1500
в т.ч. федеральный бюджет
-
-
-
-
Республиканский бюджет
-
-
-
-
Местный бюджет
-
-
1000
1000
Внебюджетные источники
-
-
500
500
итого по задаче 2
Итого:
810
1110
2920
4840
в т.ч. федеральный бюджет
-
-
-
-
Республиканский бюджет
-
-
-
-
Местный бюджет
700
950
2200
3850
Внебюджетные источники
110
160
720
990
Задача3: Создание положительного имиджа и продвижение города Улан-Удэ - как туристского центра Байкальского региона.
12.
Проведение исследования по восприятию имиджа г. Улан-Удэ с целью выработки механизмов, направленных на результат.
226
2012
КППРиТ
Выявление стойких стереотипов у внешних и внутренних туристов, мешающих развитию города как туристского центра. Создание маркетинговой программы развития города.
Итого:
500
-
-
500
в т.ч. федеральный бюджет
-
-
-
-
Республиканский бюджет
-
-
-
-
Местный бюджет
500
-
-
500
Внебюджетные источники
-
-
-
-
13.
Проведение в Улан-Удэ и участие в туристских выставках, конференциях, форумах, семинарах, круглых столах республиканского, российского и международного уровня по вопросам развития туризма
226
2012 - 2014
КППРиТ
продвижение туристских ресурсов, расширение известности, привлечение новых туристов.
Итого:
700
900
1100
2700
в т.ч. федеральный бюджет
-
-
-
-
Республиканскийбюджет
-
-
-
-
Местный бюджет
500
600
700
1800
Внебюджетные источники
200
300
400
900
14.
Организация и проведение мероприятий по взаимодействию с городами-побратимами города Улан-Удэ с целью привлечения потенциальных туристов, в том числе рекламные туры, презентации, круглые столы и т.д.
226
2012 - 2014
КППРиТ
Укрепление побратимских отношений, развитие внешнеэкономических связей, вовлечение туроператоров, расширение известности города, приток новых туристов и инвесторов
Итого:
200
250
300
750
в т.ч. федеральный бюджет
-
-
-
-
Республиканский бюджет
-
-
-
-
Местный бюджет
200
250
300
750
Внебюджетные источники
-
-
-
-
15.
Организация и проведение событийных мероприятий, направленных на формирование календаря туристских событий (Буузын Баяр, День Древнего города, Чайный путь, День города и др.)
226
2012 - 2014
КППРиТ
Содействие популяризации туристских возможностей города, продвижению турпродукта г. Улан-Удэ, повышения туристской привлекательности города, уровня повышения самосознания и побуждения интереса к историческому и культурному наследию Улан-Удэ
Итого:
400
700
1100
2200
в т.ч. федеральный бюджет
-
-
-
-
Республиканский бюджет
-
-
-
-
Местный бюджет
300
500
700
1500
Внебюджетные источники
100
200
400
700
16.
Поддержка и развитие официального туристского интернет портала www.uutravel.ru
226
2012 - 2014
КППРиТ
продвижение туристских ресурсов через Интернет, расширение информационного пространства, перевод на английский язык.
Итого:
100
200
300
600
в т.ч. федеральный бюджет
-
-
-
-
Республиканский бюджет
-
-
-
-
Местный бюджет
100
200
300
600
Внебюджетные источники
-
-
-
-
17.
Разработка и издание рекламно-информационной продукции по туристским ресурсам в печатном и электронном виде (путеводители, справочники, методические пособия, карты, электронные гиды, фильмы, рекламные ролики и др.)
226
2012 - 2014
КППРиТ
 
Итого:
500
700
1000
2200
в т.ч. федеральный бюджет
-
-
-
-
Республиканский бюджет
-
-
-
-
Местный бюджет
500
700
1000
2200
Внебюджетные источники
-
-
-
-
итого по задаче 3
Итого:
2400
2750
3800
8950
в т.ч. Федеральный бюджет
-
-
-
-
Республиканский бюджет
-
-
-
-
Местный бюджет
2100
2250
3000
7350
Внебюджетные источники
300
500
800
1600
Итого по программе :
Итого:
808 913
594 560
410 320
1 813 793
в т.ч. Федеральный бюджет
454 630
205 240
-
659 870
Республиканский бюджет
-
-
-
-
Местный бюджет
29 873
7 360
6 500
43733
Внебюджетные источники
324 410
381 960
403 820
1 110 190

* При условии софинансирования из федерального бюджета, бездефицитности при наличии дополнительных доходов местного бюджета.

Раздел 4. "Обоснование ресурсного обеспечения программы"

На реализацию мероприятий Программы предполагается направить средства из бюджетных, внебюджетных источников. А также на реализацию проекта развития зоны экономического благоприятствования (ЗЭБ) "Парк-отель Верхняя Березовка" будут направлены средства из республиканского бюджета после подготовки необходимых проектных документов за счет средств местного бюджета.
Реализация программных мероприятий будет осуществляться путем заключения муниципальных контрактов и договорных отношений с исполнителями мероприятий.
Средства бюджета города Улан-Удэ предполагается направить на изготовление проекта планировки РЗЭБ "Парк-отель Верхняя Березовка", развитие системы навигации по туристским маршрутам, на мероприятия, стимулирующие развитие сферы услуг и гостеприимства, а также создание положительного имиджа города.
Комплексность и системность мероприятий Программы предполагает активное вовлечение в ее реализацию различных структурных подразделений Администрации города, формирование механизмов эффективного взаимодействия на основе внесения корректировок в отраслевые целевые программы.

Расписание финансирования программы "Развитие внутреннего и въездного туризма в г.Улан-Удэ на 2012 - 2014 гг"

(тыс. руб.)

Статья расходов программы
Источник финансирования
В том числе по годам реализации программы
Итого
2012
2013
2014
Всего по программе
808 913
594 560
410 320
1 813793
в том числе: капитальные вложения
Всего
796 940
591 000
403 600
1 791540
В т.ч. ФБ
454 630
205 240
-
659 870
РБ
-
-
-
-
МБ
18310
4460
1300
24070
ВИ
324 000
381 300
402 300
1 107600
НИОКР
Всего
9263
-
-
9263
В т.ч. ФБ
-
-
-
-
РБ
-
-
-
-
МБ
9263
-
-
9263
ВИ
-
-
-
-
Прочие нужды
Всего
2710
3560
6720
15290
В т.ч. ФБ
-
-
-
-
РБ
-
-
-
-
МБ
2300
2900
5200
10400
ВИ
410
660
1 520
2590

Раздел 5. "Механизм реализации программы"

Основным механизмом реализации Программы станет внедрение принципов муниципально-частного партнерства и активное взаимодействие между городским и республиканским органом управления туризмом и субъектами гостинично-туристской отрасли нашего города.
Кроме того, учитывая комплексный характер отрасли туризма и высокую зависимость от качества управления городским хозяйством в целом, в реализации программных мероприятий будут вовлечены многие структурные подразделения Администрации города Улан-Удэ.
Сегодня одним из основных условий развития туристской отрасли является привлечение частных инвестиций в строительство гостинично-туристской инфраструктуры и формирование благоприятного инвестиционного климата.
Для этого в рамках Программы предусматриваются экономические, нормативно-правовые и организационные механизмы, в том числе участие в экономических форумах, презентация инвестиционных проектов в сфере туризма, привлечение потенциальных инвесторов для выбора приемлемых участков, реклама туристских ресурсов города на туристском рынке, повышение узнаваемости и формирование позитивного имиджа города как инвестиционно привлекательной территории.
Обязательной частью Программы является проведение регулярного мониторинга развития отрасли и реализации мероприятий.
Ответственным за координацию действий и реализацию программных мероприятий является Комитет по промышленности, потребительскому рынку и туризму
Для успешной реализации Программы необходимо:
1. Повышение экономической эффективности туристического бизнеса за счет сглаживания эффекта сезонности.
Так как усилия отдельных бизнес-структур по сглаживанию сезонности являются локальными и ограниченными по своим результатам, целесообразно планирование, организацию и проведение событийных мероприятий координировать с республиканским и общебайкальским календарем с привлечением республиканских органов управления и органов муниципальной власти, в т.ч. и туристско-ориентированных районов республики. Особое место занимает разработка совместных планов мероприятий по развитию внутреннего социального туризма (спортивного, детского, школьного, юношеского и т.д.) с целью сглаживания сезонности, а также проведение знаковых событийных мероприятий, например таких как Фестиваль национальных традиций "Буузын Баяр" в дни празднования Сагаалгана.
2. Формирование гостеприимной и благоприятной для пребывания гостей и туристов городской среды. Особое внимание здесь должно уделяться вопросам благоустройства территории исторической части города, мест прохождения основных экскурсионных маршрутов, памятников, достопримечательностей. Необходима разработка муниципальной целевой программы по сохранению и реконструкции объектов деревянного зодчества.
3. Активное продвижение города Улан-Удэ и его туристских возможностей на российских и международных инвестиционных и туристских площадках, форумах, выставках.
4. Заключение соглашений между Администрацией города в лице профильного комитета и субъектами предпринимательства по вопросам сотрудничества в области туризма, создания новых рабочих мест и других вопросов развития туристской сферы. При заключении таких соглашений должен соблюдаться принцип муниципально-частного партнерства.
5. Содействие налаживанию деловых связей с городами и муниципалитетами - партнерами города по вопросам развития туризма.
Эффективность выполнения Программы во многом будет зависеть от скоординированности и целенаправленности действий всех структурных подразделений Администрации города. Для этого необходимо сконцентрировать усилия структурных подразделений Администрации на обеспечение развития отрасли туризма по следующим направлениям:
- обязательное включение в ближайшие планы работы по благоустройству наиболее часто посещаемых туристами мест и территорий, памятников и достопримечательностей;
- активизация политики повышения качества обслуживания посетителей на предприятиях питания, торговли, транспорта и др.;
- расширение предложения социокультурных, спортивных и развлекательных услуг;
- конструирование и проведение значимых событийных мероприятий уровня выше республиканского;
- согласование образовательных программ для стимулирования краеведческого движения, воспитания духа гостеприимства и патриотизма, ранней профориентации;
- проведение волонтерских акций населения, школьников и молодежи по благоустройству, развитию совместных межрегиональных социальных проектов и т.д.

Раздел 6. "Оценка социально-экономической и экологической эффективности программы"

Социально-экономическая эффективность Программы, в первую очередь, может быть оценена как рост поступательных платежей в консолидированный бюджет от субъектов туристского бизнеса, а также рост туристских прибытий и объема продаж туристских услуг. Достижению данных показателей будет способствовать увеличение туристского потока и повышение качества обслуживания туристов, чему будут содействовать проводимые программные мероприятия.
Эффективность бюджетного финансирования можно оценить путем сопоставления эффекта от программных мероприятий по развитию гостинично-туристского комплекса города Улан-Удэ с затратами на его развитие. Это и будет рентабельностью освоения средств, выделенных из бюджета города.
Принимая во внимание, что туризм является одной из сфер экономики, способных оказать стимулирующее влияние на функционирование многих смежных отраслей (строительство, торговля, транспорт, связь, общественное питание, производство товаров народного потребления, включая изделия местной промышленности и народных промыслов, сувениры, сфера услуг и другие), реализация мероприятий Программы будет способствовать общему развитию экономики города, сохранению и созданию новых рабочих мест, увеличению финансовых поступлений в бюджеты всех уровней.
Важным результатом реализации Программы станет формирование современного туристского комплекса города, способного обеспечить не только потребности населения в полноценном отдыхе, но и туристов из регионов России, ближнего и дальнего зарубежья, а также создание привлекательного туристского имиджа столицы Республики Бурятия на внутреннем и международном туристских рынках с включением городского совокупного туристского продукта в единое российское и международное информационное пространство.
В результате осуществления Программы будут созданы условия для сохранения и возрождения объектов культурного и природного наследия за счет их вовлечения в туристский оборот и создания возможностей самофинансирования и привлечения внебюджетных средств.
Проведение программных мероприятий повысит привлекательность города как сферы предпринимательства и делового сотрудничества, создаст стимулы для притока в экономику города инвестиций, повысит качество жизни горожан.

Раздел 7. "Перечень целевых индикаторов и показателей для мониторинга реализации программных мероприятий"

N п/п
Задача
Целевые индикаторы и показатели
Единица измерения
Исходное (базовое) значение индикатора 2010 г.
Значения по годам реализации программы
2012
2013
2014
1
Стимулирование развития материальной базы туризма (средств размещения и инфраструктуры
Количество мест в коллективных средствах размещения,
ед.
1850
1910
1950
2090
2.
Стимулирование развития сферы услуг и гостеприимства, повышение качества туристских услуг
Объем платных услуг, оказанных туристам,
млн. руб.
698
872
1080
1320
3.
Создание положительного имиджа и продвижение города Улан-Удэ - как туристского центра Байкальского региона.
Количество туристских прибытий,
тыс.
чел.
225,8
242
262
283