Официально

Закон Республики Бурятия от 29.02.2012 N 2625-IV

О государственно-частном партнерстве в Республике Бурятия

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Закона

Настоящий Закон устанавливает основы правового регулирования, цели, принципы государственно-частного партнерства в Республике Бурятия, порядок и условия участия Республики Бурятия, муниципальных образований в Республике Бурятия (далее - муниципальные образования) в проектах государственно-частного партнерства путем заключения и исполнения соглашений государственно-частного партнерства, в том числе концессионных.

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

1. Для целей настоящего Закона используются следующие основные понятия:
1) государственно-частное партнерство - взаимовыгодное сотрудничество публичного и частного партнеров в реализации общественно значимых проектов, которое осуществляется путем заключения и исполнения соглашений государственно-частного партнерства, в том числе концессионных;
2) общественно значимые проекты - инвестиционные проекты, реализуемые в целях социально-экономического развития Республики Бурятия и предусматривающие строительство, реконструкцию и (или) эксплуатацию социально значимых объектов в сферах образования, науки, здравоохранения, социального обслуживания населения, физической культуры, спорта, культуры, туризма, транспортной, инженерной инфраструктуры, инфраструктуры связи и телекоммуникаций;
3) инфраструктура - объекты, взаимосвязанные комплексы объектов, находящиеся в государственной, муниципальной или частной собственности и используемые для удовлетворения потребностей населения (в частности, путем предоставления или распределения товаров, работ, услуг в интересах населения), обеспечение которыми законодательно возложено на государственные и (или) муниципальные органы власти;
4) соглашение государственно-частного партнерства (далее - соглашение) - договор, заключаемый публичным и частным партнерами, направленный на осуществление деятельности на основе государственно-частного партнерства в формах, предусмотренных федеральным законодательством и настоящим Законом;
5) стороны - частный партнер и публичный партнер, участвующие в соглашении;
6) частный партнер - одно или несколько российских или иностранных юридических лиц или индивидуальных предпринимателей либо действующее без образования юридического лица по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности) объединение индивидуальных предпринимателей и (или) коммерческих организаций;
7) публичный партнер - Республика Бурятия в лице Правительства Республики Бурятия, муниципальное образование, юридическое лицо, собственником 100 процентов акций (100 процентов долей уставного капитала, 100 процентов имущества) которого является Республика Бурятия или муниципальное образование;
8) объект соглашения - имущество, создаваемое, реконструируемое и (или) эксплуатируемое в соответствии с соглашением;
9) реконструкция объекта соглашения - мероприятия по переустройству объекта соглашения на основе внедрения новых технологий, механизации и автоматизации производства, модернизации и замены морально устаревшего и физически изношенного оборудования новым, более производительным оборудованием, а также по изменению технологического или функционального назначения объекта соглашения или его отдельных частей, иные мероприятия по улучшению характеристик и эксплуатационных свойств объекта соглашения;
10) эксплуатация объекта соглашения - использование объекта соглашения в соответствии с его назначением, в том числе в целях производства товаров, выполнения работ, оказания услуг, в порядке и на условиях, определенных соглашением, нормативными правовыми актами, иными договорами в отношении объекта;
11) государственный институт развития - юридическое лицо, статус, цели деятельности и полномочия которого определены специальным федеральным законом, который определяет среди основных целей данного лица осуществление деятельности по развитию инфраструктуры и поддержку инноваций.
2. Понятия и термины, используемые в настоящем Законе, не определенные в настоящей статье, применяются в значениях, определенных федеральным законодательством.

Статья 3. Цели государственно-частного партнерства в Республике Бурятия

Целями государственно-частного партнерства в Республике Бурятия являются реализация общественно значимых проектов в Республике Бурятия для обеспечения потребностей населения, а также для экономического роста, привлечение частных инвестиций в экономику Республики Бурятия, улучшение качества товаров, работ, услуг с использованием средств республиканского бюджета, бюджетов муниципальных образований, объектов государственной собственности Республики Бурятия, муниципальной собственности муниципальных образований.

Статья 4. Принципы участия в государственно-частном партнерстве

Основными принципами участия в государственно-частном партнерстве являются:
1) законность;
2) эффективное использование государственного имущества и бюджетных средств, предоставляемых для целей реализации проектов государственно-частного партнерства;
3) участие Республики Бурятия, муниципальных образований в проектах государственно-частного партнерства на равных началах с иными участниками указанных отношений;
4) выбор частного партнера для реализации проекта государственно-частного партнерства на конкурсной основе, за исключением случаев, когда заключение соглашения допускается без проведения конкурса в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Республики Бурятия;
5) равный доступ участников конкурса на право заключения соглашений;
6) соблюдение прав и законных интересов участников соглашений;
7) добросовестное и взаимовыгодное сотрудничество сторон соглашений.

Статья 5. Участие муниципальных образований в проектах государственно-частного партнерства, межмуниципальное сотрудничество в целях реализации проектов государственно-частного партнерства на территории Республики Бурятия

1. Участие муниципальных образований в проектах государственно-частного партнерства осуществляется на основании муниципальных правовых актов.
2. Решением Правительства Республики Бурятия и одного или нескольких муниципальных образований может быть предусмотрено совместное участие Республики Бурятия и одного или нескольких муниципальных образований в соглашении. Порядок и условия такого совместного участия, а также соответствующие правоотношения участников соглашения на стороне публичного партнера определяются в отдельном соглашении, заключаемом между такими участниками, в том числе в рамках межмуниципального сотрудничества.
3. Проекты, реализуемые в отношении инфраструктуры нескольких муниципальных образований, могут осуществляться в порядке межмуниципального сотрудничества. Условия такого сотрудничества устанавливаются в межмуниципальных соглашениях, заключаемых органами местного самоуправления муниципальных образований. В частности, в случае возможности реализации нескольких однотипных проектов в различных муниципальных образованиях органы местного самоуправления могут координировать свои действия по подготовке и проведению конкурса на право заключения соглашения и в порядке межмуниципального сотрудничества провести единый конкурс на все соответствующие проекты.
4. Республика Бурятия, а также государственный институт развития по соглашению с органами местного управления способствуют реализации проектов государственно-частного партнерства с участием муниципального образования (муниципальных образований), в частности, путем:
1) предоставления органам местного самоуправления муниципальных образований информации о возможностях реализации проектов государственно-частного партнерства на территории муниципального образования, о способах структурирования таких проектов;
2) содействия в подготовке документации, необходимой для реализации проекта (например, пред проектной и проектной документации, конкурсной документации, проектов соглашений), в проведении конкурса на право заключения соглашения и заключении соглашения, в том числе путем финансирования соответствующих затрат;
3) организации экспертизы проектов соглашений и конкурсной документации.
5. Республика Бурятия по отдельному соглашению с органами местного самоуправления способствует реализации проектов государственно-частного партнерства с участием муниципального образования (муниципальных образований) путем предоставления субсидий из республиканского бюджета местным бюджетам муниципальных образований на со финансирование проектов государственно-частного партнерства, реализуемых в отношении инфраструктуры данных муниципальных образований.

Статья 6. Формы реализации проектов государственно-частного партнерства в Республике Бурятия

1. Реализация проектов государственно-частного партнерства осуществляется в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Республики Бурятия.
2. Участие публичного партнера в проектах государственно-частного партнерства осуществляется в следующих формах:
1) предоставление публичным партнером частному партнеру прав владения и (или) пользования объектами имущества, находящимися в собственности публичного партнера, необходимыми для реализации проекта государственно-частного партнерства, в частности:
а) предоставление частному партнеру прав владения и (или) пользования земельными участками, на которых располагается объект соглашения, и (или) на которых предполагается создание объекта соглашения, и (или) которые необходимы для осуществления частным партнером деятельности, предусмотренной соглашением, в соответствии с земельным и градостроительным законодательством;
б) предоставление частному партнеру прав владения и (или) пользования объектами иного недвижимого и (или) движимого имущества, либо принадлежащих публичному партнеру исключительных прав в целях создания частным партнером объекта соглашения, и (или) осуществления частным партнером деятельности, предусмотренной соглашением;
2) участие в финансировании реализации проекта, в том числе в финансировании создания, реконструкции и (или) эксплуатации объектов соглашений в порядке, установленном в решении о проведении конкурса на право заключения соглашения, а также в соглашении;
3) предоставление частному партнеру гарантий, обеспечивающих надлежащее исполнение публичным партнером обязательств, необходимых для реализации проекта государственно-частного партнерства;
4) в иных формах, предусмотренных федеральным законодательством и законодательством Республики Бурятия.
3. В рамках одного соглашения публичный партнер может участвовать в реализации проектов государственно-частного партнерства в одной или нескольких формах, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
4. Права на объект соглашения в течение срока действия соглашения определяются в соглашении и могут распределяться следующим образом:
1) права владения и (или) пользования объектом соглашения, находящимся в собственности публичного партнера и необходимым для реализации проекта государственно-частного партнерства, могут предоставляться частному партнеру на срок, определенный в соглашении, по истечении которого частный партнер передает указанные права владения и (или) пользования публичному партнеру или иному лицу, указанному в соглашении. При этом в течение срока действия соглашения права владения и (или) пользования объектом могут временно передаваться частным партнером публичному партнеру или иному лицу, указанному в соглашении, в соответствии с условиями соглашения;
2) право собственности на объект соглашения принадлежит частному партнеру в течение определенного в соглашении срока, по истечении которого частный партнер передает объект в собственность публичному партнеру или иному лицу, указанному в соглашении, на возмездной или безвозмездной основе. При этом распределение прав владения и (или) пользования объектом определяется в соглашении;
3) право собственности на объект соглашения принадлежит частному партнеру, распределение прав владения и (или) пользования объектом определяется в соглашении;
4) соглашение может предусматривать право долевой собственности на объект соглашения. В этом случае доли сторон на объект соглашения, порядок их перераспределения и передачи определяются в соглашении;
5) иным образом, предусмотренным федеральным законодательством и законодательством Республики Бурятия.

Статья 7. Объекты соглашений

Объектами соглашения по проектам государственно-частного партнерства могут быть:
1) объекты транспортной инфраструктуры и транспорта, включая объекты железнодорожного, автомобильного, воздушного, водного транспорта и иных видов транспорта общего пользования;
2) объекты инфраструктуры коммунального хозяйства, включая объекты водо-, тепло-, газо- и энергоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, переработки и утилизации (захоронения) бытовых отходов, а также объекты обеспечения функционирования и благоустройства жилого и нежилого фонда;
3) объекты энергоснабжения, включая энергогенерирующие системы, а также системы передачи и распределения энергии;
4) объекты подвижной и стационарной связи и телекоммуникаций;
5) объекты социальной инфраструктуры, включающей в себя, среди прочего, системы объектов образования, дошкольного воспитания, здравоохранения, социального обеспечения, бытового обслуживания, торговли, культуры, физической культуры и спорта, досуга, иных социально значимых объектов обслуживания населения;
6) объекты, используемые для осуществления туристской деятельности;
7) иные объекты инфраструктуры в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Республики Бурятия.

Статья 8. Участие Республики Бурятия в проектах государственно-частного партнерства

1. Участие Республики Бурятия в государственно-частных партнерствах в формах, предусмотренных федеральным законодательством и настоящим Законом, осуществляется при условии обязательного согласования в соглашениях:
1) объекта соглашения;
2) срока действия соглашения и (или) порядка его определения;
3) порядка создания, реконструкции и (или) эксплуатации объекта соглашения;
4) порядка и объема предоставления сторонами финансирования (объем инвестиций) для целей и (или) в связи с реализацией проекта;
5) порядка расчетов;
6) распределения обязательств и ответственности (рисков) между сторонами;
7) распределения имущественных и обязательственных прав на объект соглашения (право собственности, права владения и пользования, распределение долей в праве собственности), условий и порядка возникновения, перераспределения и прекращения таких прав;
8) технико-экономических показателей и характеристик, которые должны быть достигнуты в результате создания, реконструкции и (или) эксплуатации объекта соглашения;
9) сроков выполнения работ по созданию и (или) реконструкции объекта соглашения, его ввода в эксплуатацию, а также порядка продления этого срока;
10) обязанности частного партнера по согласованию с публичным партнером третьих лиц, привлекаемых частным партнером для целей исполнения своих обязательств по соглашению;
11) порядка осуществления публичным партнером контроля за исполнением соглашения;
12) порядка проведения Счетной палатой Республики Бурятия проверок частного партнера в части соблюдения им условий соглашения и требований настоящего Закона;
13) условий расторжения, изменения соглашения;
14) условий ответственности сторон за неисполнение обязательств, предусмотренных соглашением.
2. Соглашения, помимо предусмотренных частью 1 настоящей статьи условий, могут содержать иные, не противоречащие федеральному законодательству и законодательству Республики Бурятия условия, в том числе:
1) перечень находящихся в собственности публичного партнера объектов движимого и недвижимого имущества (в том числе земельных участков), права на которые предоставляются частному партнеру в соответствии с соглашением, а также указание на то, какие права предоставляются частному партнеру на указанные объекты имущества и на каких условиях;
2) обеспечение частным партнером предоставления потребителям товаров (работ, услуг) в соответствии с соглашением;
3) целевые показатели качества услуг, предоставляемых частным партнером с использованием объекта соглашения, которые ему необходимо обеспечить в процессе реализации соглашения;
4) порядок оплаты частным партнером за предоставляемые ему по соглашению права;
5) условия об обеспечении исполнения обязательств, предоставляемом сторонами соглашения;
6) распределение между сторонами соглашения доходов, полученных в результате осуществления деятельности, предусмотренной соглашением;
7) условия и сроки перехода бремени содержания имущества, передаваемого по соглашению, а также рисков случайной гибели или повреждения указанного имущества;
8) порядок передачи информации, имущества и прав, в том числе прав интеллектуальной собственности, в целях эксплуатации объекта соглашения;
9) порядок эксплуатации объекта соглашения в течение срока, необходимого для полного перехода обязанности по эксплуатации объекта соглашения от одной стороны соглашения к другой стороне или к третьему лицу;
10) компенсационные и гарантийные обязательства, включая поручительство и банковскую гарантию, принимаемые на себя частным партнером и (или) иными лицами, участвующими в соглашении на стороне частного партнера;
11) страхование в связи с исполнением соглашения;
12) источники дохода частного партнера в связи с осуществлением деятельности, предусмотренной соглашением, в частности:
а) получение частным партнером платы от потребителей товаров (работ, услуг), предоставляемых (выполняемых, оказываемых) с использованием объекта соглашения на условиях, определенных в соглашении;
б) выплаты Республики Бурятия, иного лица, выступающего на стороне публичного партнера, или третьего лица, определенного в соответствии с соглашением, размер таких выплат или порядок его определения;
13) права и обязанности иных лиц, участвующих в соглашении, в частности, по осуществлению контроля за выполнением сторонами условий соглашения, даче согласия на выполнение определенных действий, получение и распределение денежных средств, поступающих в результате реализации соглашения, осуществлению иных платежей в объеме и порядке согласно соглашению, а также выполнению иных прав и обязанностей по соглашению;
14) право публичного партнера на отстранение частного партнера либо иных лиц от эксплуатации объекта соглашения и осуществление его эксплуатации публичным партнером в случаях и порядке, указанных в соглашении, в частности, для предотвращения, снижения или устранения риска или последствий чрезвычайных ситуаций, обеспечения здоровья, безопасности и сохранности имущества физических и юридических лиц, охраны окружающей среды;
15) положение о том, что соглашение вступает в силу после наступления определенных событий или исполнения определенных условий, в частности, условий о получении партнером заемного финансирования для реализации проекта;
16) иные условия, не противоречащие федеральному законодательству и законодательству Республики Бурятия.

Статья 9. Участие Республики Бурятия, муниципальных образований в финансировании реализации проектов государственно-частного партнерства

1. Участие Республики Бурятия, муниципальных образований в финансировании реализации проектов государственно-частного партнерства осуществляется в следующих формах:
1) предоставление субсидий частному партнеру в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Республики Бурятия, связанных с:
а) созданием, реконструкцией и (или) эксплуатацией объекта соглашения;
б) возмещением затрат или недополученных доходов частного партнера в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг при исполнении соглашения;
в) выполнением частным партнером обязательств по предоставлению товаров, выполнению работ, оказанию услуг согласно условиям соглашения;
г) возмещением потерь в доходах частного партнера, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги);
2) предоставление бюджетных инвестиций;
3) предоставление государственных гарантий Республики Бурятия, муниципальных гарантий;
4) предоставление налоговых льгот в порядке и на условиях, определенных законодательством о налогах и сборах;
5) осуществление выплат в связи с расторжением или изменением условий соглашения в случаях, предусмотренных соглашением, в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Республики Бурятия;
6) в иных формах в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Республики Бурятия.
2. В рамках соглашения могут использоваться одна либо несколько форм участия Республики Бурятия из предусмотренных частью 1 настоящей статьи.
3. Объемы и сроки участия Республики Бурятия, муниципальных образований в финансировании проекта государственно-частного партнерства изменяются в случаях, предусмотренных соглашением:
1) при изменении показателей инфляции или колебании валютных курсов;
2) в связи с нарушением частным партнером обязательств по соглашению, в частности, в отношении качества объекта соглашения или производимых товаров, выполняемых работ и оказываемых услуг и сроков создания (реконструкции) объекта соглашения или производимых товаров, выполняемых работ и оказываемых услуг;
3) иных случаях.
4. Финансирование создания, реконструкции и (или) эксплуатации объектов соглашений осуществляется за счет средств республиканского бюджета, бюджета муниципального образования в соответствии с бюджетным законодательством.
5. Эффективность использования средств республиканского бюджета, бюджета муниципального образования в рамках соглашения должна быть обоснована при принятии решения о проведении конкурса на право заключения соглашения.

Статья 10. Принятие решения о проведении конкурса на право заключения соглашения государственно-частного партнерства с участием Республики Бурятия

1. Решение о проведении конкурса на право заключения соглашения государственно-частного партнерства с участием Республики Бурятия (далее в настоящей статье - конкурс) принимается Правительством Республики Бурятия.
2. Решением о проведении конкурса утверждаются:
1) состав и описание объекта соглашения;
2) условия участия сторон соглашения;
3) конкурсная документация;
4) состав конкурсной комиссии по проведению конкурса (далее - конкурсная комиссия);
5) порядок заключения соглашения;
6) исполнительный орган государственной власти Республики Бурятия, уполномоченный на исполнение и контроль за реализацией соглашения.
3. Соглашение заключается без проведения конкурса в следующих случаях:
1) по решению Правительства Республики Бурятия в случае возникновения потребности в определенных товарах, работах, услугах, в связи с необходимостью оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера и иных обстоятельств непреодолимой силы, обуславливающих невозможность проведения конкурса, по итогам запроса котировок;
2) по решению Правительства Республики Бурятия в случае расторжения ранее заключенного соглашения вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения соглашения партнером, если объектом вновь заключаемого соглашения является объект расторгнутого соглашения и конкурсная документация, в соответствии с которой был проведен конкурс, содержала указание на возможность заключения нового соглашения в соответствии с настоящим подпунктом;
3) если конкурс признан несостоявшимся в связи с подачей одной заявки на участие в конкурсе.

Статья 11. Принятие решения о проведении конкурса на право заключения соглашения государственно-частного партнерства с участием муниципального образования (муниципальных образований)

1. Решение о проведении конкурса на право заключения соглашения государственно-частного партнерства с участием муниципального образования (муниципальных образований) принимается муниципальным образованием (муниципальными образованиями) в соответствии с муниципальными правовыми актами.
2. Решение об участии Республики Бурятия в проекте государственно-частного партнерства с участием муниципального образования (муниципальных образований) принимается Правительством Республики Бурятия, в котором указываются:
1) состав и описание объекта соглашения;
2) условия участия Республики Бурятия;
3) представители Республики Бурятия для участия в составе конкурсной комиссии;
4) исполнительный орган государственной власти Республики Бурятия, уполномоченный на исполнение и контроль за реализацией соглашения.

Статья 12. Конкурс на право заключения соглашения

1. Конкурс на право заключения соглашения государственно-частного партнерства с участием Республики Бурятия проводится в соответствии с принятым решением о проведении такого конкурса и утвержденной конкурсной документацией.
2. Условия проведения конкурса на право заключения соглашения государственно-частного партнерства с участием Республики Бурятия, содержание конкурсной документации, порядок формирования конкурсной комиссии, опубликования сообщения о проведении конкурса и результатах конкурса, подачи заявок на участие в конкурсе, предварительного отбора участников конкурса, оценки конкурсного предложения определяются нормативным правовым актом Правительства Республики Бурятия в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Республики Бурятия.
3. Конкурс на право заключения соглашения государственно-частного партнерства с участием муниципального образования (муниципальных образований) проводится в соответствии с решением, принятым уполномоченным органом муниципального образования (муниципальных образований) о проведении такого конкурса, и утвержденной конкурсной документацией на условиях и в порядке, определяемых муниципальными правовыми актами.

Статья 13. Заключение соглашения

1. Соглашение заключается по итогам проведения конкурса на право заключения соглашения (далее в настоящей статье - конкурс) в соответствии с решением о проведении конкурса, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 10 настоящего Закона.
2. Соглашения от имени Республики Бурятия заключает Правительство Республики Бурятия.
3. После определения победителя конкурса конкурсная комиссия в течение 3 рабочих дней направляет победителю проект соглашения с протоколом о результатах проведения конкурса.
4. Заключение соглашения с победителем конкурса осуществляется в порядке, установленном конкурсной документацией, в течение 20 календарных дней со дня направления проекта соглашения победителю конкурса, если иной срок не установлен федеральным законодательством и законодательством Республики Бурятия или конкурсной документацией.
В случае отказа победителя от заключения соглашения в установленные сроки соглашение может быть заключено с участником конкурса, конкурсное предложение которого по результатам рассмотрения и оценки конкурсных предложений содержит лучшие условия, следующие после условий, предложенных победителем конкурса.
5. В случае отказа участника конкурса, подавшего следующее после победителя лучшее конкурсное предложение, от заключения соглашения в течение 20 календарных дней со дня направления участнику предложения о заключении соглашения и (или) проекта соглашения конкурс признается несостоявшимся.

Статья 14. Гарантии прав частных партнеров при заключении и исполнении соглашений

1. Частный партнер имеет право на возмещение убытков, причиненных ему в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в соответствии с гражданским законодательством.
2. Если иное не предусмотрено федеральным законодательством, частный партнер вправе требовать включения в соглашение положений, предусматривающих изменение его условий в случае наступления следующих обстоятельств:
1) нарушение или ненадлежащее исполнение Республикой Бурятия какого-либо обязательства по соглашению;
2) принятие решения или совершение действий органом государственной власти Республики Бурятия или должностным лицом этого органа, препятствующих исполнению частным партнером своих обязательств по соглашению;
3) принятие в течение действия соглашения нормативного правового акта Республики Бурятия, ухудшающего положение частного партнера, в том числе возлагающего на него дополнительные обязанности по сравнению с обязанностями, установленными в соответствии с нормативными правовыми актами Республики Бурятия, действовавшими на момент заключения соглашения.

Статья 15. Вступление в силу настоящего Закона

Настоящий Закон вступает в силу через десять дней после дня его официального опубликования.

Президент Республики Бурятия
В.В. Наговицын

г. Улан-Удэ
29 февраля 2012 г.
N 2625-IV