Официально

Закон Республики Бурятия от 09.03.2010 N 1254-IV

Об отходах производства и потребления в Республике Бурятия

Принят Народным Хуралом Республики Бурятия 26 февраля 2010 г.
 
См. Постановление Народного Хурала Республики Бурятия от 26 февраля 2010 г. N 1255-IV "О Законе Республики Бурятия "Об отходах производства и потребления в Республике Бурятия"
 
Глава I. Общие положения
 
Статья 1. Основные понятия
 
В настоящем Законе используются понятия, определенные Федеральным законом "Об отходах производства и потребления", а также следующие основные понятия:
1) отходы бытовые (твердые и жидкие) - отходы потребления, образующиеся в результате жизнедеятельности населения;
2) отходы строительства и сноса - остатки сырья, материалов, изделий и продуктов строительства, образующиеся при строительстве, разрушении, сносе, разборке, реконструкции, ремонте зданий, сооружений, инженерных коммуникаций и промышленных объектов;
3) упаковочные отходы - утратившая полностью или частично в процессе обращения свои первоначальные качества упаковка, которую экономически целесообразно использовать как вторичное сырье или вторичные материальные ресурсы;
4) вторичные материальные ресурсы - отходы производства и потребления, для которых существует возможность повторного использования непосредственно или после дополнительной обработки'
5) вторичное сырье - переработанные (обработанные) вторичные материальные ресурсы, для которых имеется техническая возможность и экономическая целесообразность;
6) утилизация отходов - деятельность, связанная с использованием отходов на этапах их технологического цикла, или обеспечение повторного (вторичного) использования или переработки списанных изделий;
7) переработка отходов - деятельность, связанная с выполнением технологических процессов по обращению с отходами для обеспечения повторного использования полученных сырья, энергии, изделий и материалов;
8) раздельный сбор отходов - деятельность по сбору, временному хранению различных видов отходов в соответствии с их составом, физическими свойствами и агрегатным состоянием, установленными классами опасности, особенностями последующего жизненного цикла и существующими технологиями их использования, обезвреживания и уничтожения;
9) производитель отходов - юридические лица и индивидуальные предприниматели, а также физические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы;
10) санкционированные свалки - разрешенные уполномоченными органами исполнительной власти территории (существующие площади) для размещения промышленных и бытовых отходов, но не обустроенные в соответствии со строительными нормами и правилами, санитарными правилами. Санкционированные свалки являются временными, подлежат обустройству или закрытию в сроки, необходимые для проектирования и строительства полигонов, отвечающих требованиям санитарных норм и правил;
11) несанкционированные свалки отходов - территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов;
12) захламление земель - размещение в неустановленных местах предметов хозяйственной деятельности, твердых производственных и бытовых отходов.
 
Статья 2. Законодательство Республики Бурятия в области обращения с отходами
 
1. Законодательство Республики Бурятия в области обращения с отходами основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Федерального закона "Об отходах производства и потребления", Федерального закона "Об охране озера Байкал", иных федеральных законов, других федеральных нормативных правовых актов и состоит из Конституции Республики Бурятия, настоящего Закона и принимаемых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов Республики Бурятия.
2. Настоящий Закон не регулирует отношения в области обращения с радиоактивными отходами, биологическими отходами, отходами лечебно-профилактических учреждений, выбросами в атмосферу и сбросами в водные объекты загрязняющих веществ, которые регулируются соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
3. Отношения в области заготовки, переработки и реализации лома и отходов черных и цветных металлов, за исключением статьи 12 настоящего Закона, регулируются соответствующим федеральным законодательством и законодательством Республики Бурятия.
 
Глава II. Полномочия органов государственной власти Республики Бурятия в области обращения с отходами
 
Статья 3. Полномочия Народного Хурала Республики Бурятия в области обращения с отходами
 
К полномочиям Народного Хурала Республики Бурятия в области обращения с отходами относятся:
1) принятие законов и иных нормативных правовых актов Республики Бурятия в области обращения с отходами;
2) утверждение в составе республиканского бюджета на соответствующий год объемов финансирования региональных программ в области обращения с отходами;
3) контроль за исполнением законов Республики Бурятия в области обращения с отходами.
 
Статья 4. Полномочия Правительства Республики Бурятия в области обращения с отходами
 
К полномочиям Правительства Республики Бурятия в области обращения с отходами относятся:
1) участие в проведении государственной политики в области обращения с отходами на территории Республики Бурятия;
2) создание экономических, социальных и правовых условий для использования отходов, уменьшения их образования, внедрения малоотходных технологий;
3) принятие в пределах своей компетенции нормативных правовых актов, регулирующих отношения в области обращения с отходами, с учетом законодательства об охране озера Байкал, географических, природных, социально-экономических и иных особенностей Республики Бурятия;
4) разработка, принятие и реализация республиканских целевых программ в области обращения с отходами;
5) участие в разработке и выполнении федеральных целевых программ в области обращения с отходами;
6) создание благоприятных правовых и экономических условий для участия малого и среднего бизнеса в области обращения с отходами производства;
7) разработка и реализация мер государственной поддержки в области обращения с отходами;
8) участие в организации обеспечения населения, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей информацией в области обращения с отходами;
9) право на участие в организации и развитии системы экологического образования и формирования экологической культуры на территории Республики Бурятия в области обращения с отходами;
10) проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного, межмуниципального и регионального характера, возникших при осуществлении обращения с отходами;
11) осуществление в установленном федеральным законодательством порядке государственного контроля в области обращения с отходами на объектах хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности, находящихся на территории Республики Бурятия, за исключением объектов хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю.
 
Глава III. Общие требования к обращению с отходами
 
Статья 5. Требования, предъявляемые к производителям отходов при осуществлении деятельности по обращению с отходами
 
1. Производители отходов обязаны соблюдать требования к обращению с отходами, установленные федеральным законодательством.
2. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, обязаны:
1) обеспечивать строительство и использование площадок, складов, накопителей и других хранилищ для раздельного, безопасного хранения отходов по видам и классам опасности, а также недопущение вредного влияния отходов на состояние здоровья населения, окружающей среды, природные ресурсы;
2) согласовывать с органами, осуществляющими контроль в области обращения с отходами, места и условия хранения отходов;
3) обеспечивать раздельное накопление, сортировку, обезвреживание, транспортирование отходов в зависимости от имеющихся в Республике Бурятия условий по их переработке и утилизации;
4) выполнять мероприятия по размещению отходов, которые временно не используются;
5) обеспечивать раздельный сбор, временное хранение вторичных материальных ресурсов (металл, стекло, текстиль, макулатура, тара, упаковка, полимерные материалы, резина, реактивы, технические жидкости и масла, бытовые приборы и оборудование, электротехническое и электронное оборудование, электрические батарейки, ртутные термометры, отработанные ртутьсодержащие лампы, продукты сельского хозяйства и иные виды вторичных материальных ресурсов);
6) не допускать смешивания отходов, передаваемых на переработку, если такое смешивание запрещено применяемыми технологиями переработки отходов;
7) иметь при ввозе на территорию Республики Бурятия вторичных материальных ресурсов для переработки (обработки) во вторичное сырье договор на переработку (обработку) вторичных материальных ресурсов во вторичное сырье с лицами, осуществляющими переработку (обработку) вторичных материальных ресурсов во вторичное сырье, и предварительно уведомлять о нем уполномоченный исполнительный орган государственной власти Республики Бурятия, осуществляющий государственный контроль в области обращения с отходами;
8) соблюдать требования по предупреждению аварий, связанных с обращениями с отходами, и принимать неотложные меры по их ликвидации;
9) своевременно информировать органы государственной власти и органы местного самоуправления в Республике Бурятия о нарушениях норм и правил обращения с отходами, возникновении чрезвычайных ситуаций при обращении с отходами.
3. Физические лица обязаны:
1) соблюдать федеральное законодательство и законодательство Республики Бурятия в области обращения с отходами, санитарно-эпидемиологические, ветеринарно-санитарные, экологические и иные нормы и правила обращения с отходами;
2) заключать договоры на сбор и вывоз отходов в соответствии с федеральным законодательством;
3) принимать меры по предупреждению негативного воздействия отходов на окружающую среду и здоровье человека;
4) своевременно информировать органы государственной власти и органы местного самоуправления о нарушениях норм и правил обращения с отходами, возникновении чрезвычайных ситуаций при обращении с отходами.
 
Статья 6. Требования к сбору, накоплению, транспортированию и обезвреживанию отходов
 
1. Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления в Республике Бурятия и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека.
2. Накопление отходов до их утилизации должно осуществляться с учетом классов опасности, физических свойств и агрегатного состояния отходов в местах, специально оборудованных в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологических, ветеринарно-санитарных, экологических норм и правил, в условиях, исключающих потерю их ценных качеств.
3. Обезвреживание отходов должно осуществляться специализированными организациями в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологических, ветеринарно-санитарных, экологических норм и правил.
4. В соответствии с федеральным законодательством запрещается производить несанкционированное сжигание отходов открытым способом, осуществлять сброс отходов в водоемы всех видов пользования, на берега, лед этих водоемов, в недра и на почву.
5. Транспортирование отходов производится на предназначенных для этих целей и специально оборудованных транспортных средствах в соответствии с федеральным законодательством.
6. Запрещается:
1) выгрузка и размещение отходов на несанкционированных свалках;
2) захламление земель.
 
Статья 7. Требования к переработке (обработке) и хранению вторичных материальных ресурсов
 
1. Субъекты хозяйственной и иной деятельности, осуществляющие сбор вторичных материальных ресурсов и их переработку (обработку), обязаны обеспечивать их использование либо передавать его для этих целей организациям, осуществляющим использование вторичного сырья.
2. Хранение вторичных материальных ресурсов, подлежащих переработке (обработке) или использованию, должно осуществляться в условиях, исключающих потерю их ценных качеств.
 
Статья 8. Требования к размещению отходов
 
1. Создание, эксплуатация и вывод из эксплуатации объектов размещения отходов осуществляются в соответствии с федеральным законодательством.
2. Объекты размещения отходов должны быть огорожены или обозначены иными способами, ограничивающими вход, проход, проезд посторонних лиц, животных.
3. Собственник или арендатор территории (правообладатель земельного участка), на которой брошены либо иным образом оставлены отходы, в случае нежелания обратить их в свою собственность в соответствии с действующим гражданским законодательством обязан предпринять меры к недопущению размещения отходов на своей территории либо к перемещению этих отходов в санкционированные места размещения отходов.
 
Статья 9. Требования к обращению с отходами строительства и сноса
 
1. Сбор отходов строительства и сноса осуществляется на объектах их образования раздельно по видам отходов, имеющим единое направление использования в соответствии с технологическим регламентом процесса обращения с отходами строительства и сноса.
2. Смешивание отходов строительства и сноса, исключающее их дальнейшую переработку, не допускается.
3. На объектах образования отходов строительства и сноса допускается временное хранение отходов строительства и сноса в специально оборудованных для этого местах, указанных в проектах производства работ (проектах организации строительства), и в объемах, рассчитанных в разделе "Охрана окружающей среды" проектов строительства, реконструкции, ремонта и сноса объектов (соответствующих технологическим регламентам процесса обращения с отходами строительства и сноса.)
 
Статья 10. Требования к обращению с упаковочными отходами
 
1. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, в результате деятельности которых образуются упаковочные отходы, обязаны осуществлять их раздельный сбор и переработку. В случае, если юридические лица и индивидуальные предприниматели не могут осуществить переработку упаковочных отходов, они обязаны сдавать их лицам, имеющим лицензию на осуществление деятельности в области обращения с отходами.
2. Переработка упаковочных отходов должна производиться способами, приносящими наименьший вред здоровью человека и окружающей среде.
 
Статья 11. Требования к обращению с отработанными автомобильными шинами, резинотехническими изделиями и отходами резинотехнического производства
 
1. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, не использующие в производственных целях отработанные автомобильные шины и резинотехнические изделия, обязаны сдавать их лицам, имеющим лицензию на осуществление деятельности в области обращения с отходами.
2. Отработанные автомобильные шины, резинотехнические изделия и отходы резинотехнического производства до отправки на переработку должны храниться на специально отведенных бетонированных или асфальтированных площадках, обеспечивающих соблюдение требований пожарной безопасности и возможность применения грузоподъемных механизмов при проведении погрузочно-разгрузочных работ.
 
Статья 12. Перечень разрешенных для приема на территории Республики Бурятия от физических лиц лома и отходов цветных металлов, образующихся при использовании изделий из цветных металлов в быту и принадлежащих им на праве собственности
 
Перечень разрешенных для приема на территории Республики Бурятия от физических лиц лома и отходов цветных металлов, образующихся при использовании изделий из цветных металлов в быту и принадлежащих им на праве собственности, утверждается постановлением Правительства Республики Бурятия в соответствии с федеральным законодательством.
 
Глава IV. Экономическое регулирование в области обращения с отходами
 
Статья 13. Программы в области обращения с отходами
 
В целях создания системы взаимосвязанных организационных, научно-технических, социальных и экономических мероприятий для обеспечения уменьшения образования отходов, использования их в качестве вторичного сырья, ограничения или предотвращения влияния отходов на окружающую среду разрабатываются и реализуются республиканские целевые программы в области обращения с отходами производства и потребления.
 
Статья 14. Экономическое стимулирование деятельности в области обращения с отходами
 
1. В соответствии с федеральным законодательством экономическое стимулирование деятельности в области обращения с отходами осуществляется посредством понижения размера платы за размещение отходов индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, осуществляющим деятельность, в результате которой образуются отходы, при внедрении ими технологий, обеспечивающих уменьшение количества отходов, применении ускоренной амортизации основных производственных фондов, связанных с осуществлением деятельности в области обращения с отходами.
2. Экономическое стимулирование деятельности в области обращения с отходами осуществляется в формах, предусмотренных федеральным законодательством и законодательством Республики Бурятия.
3. Предоставление мер государственной поддержки осуществляется в соответствии с федеральным законодательством.
4. К мерам экономического стимулирования относится дифференцирование тарифов в области обращения с отходами в зависимости от внедрения раздельного сбора отходов, условия которого устанавливаются актом Правительства Республики Бурятия.
5. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную деятельность в области утилизации отходов, в том числе ведущие научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки новых технологий, а также производящие оборудование для утилизации отходов, проводящие природоохранные мероприятия, в порядке, определяемом Правительством Республики Бурятия, могут выделяться в отдельную категорию налогоплательщиков при условии, что их хозяйственная деятельность, в том числе и реализация собственной продукции, полученной в результате утилизации отходов, составляет не менее 70% годового объема производства в стоимостном выражении.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, отнесенные к отдельной категории налогоплательщиков, могут быть полностью или частично освобождены от уплаты налогов и сборов, поступающих в республиканский бюджет, в соответствии с действующим законодательством.
 
Глава V. Организационные основы обращения с отходами
 
Статья 15. Региональный кадастр отходов производства и потребления
 
1. Региональный кадастр отходов производства и потребления включает в себя классификационный каталог отходов, реестр объектов размещения отходов, а также банк данных о движении отходов и о технологиях использования и обезвреживания отходов, применяемых в Республике Бурятия.
2. Ведение регионального кадастра отходов производства и потребления осуществляется на основе данных, представляемых органами местного самоуправления в Республике Бурятия, а также юридическими лицами, осуществляющими деятельность по обращению с отходами.
3. Порядок ведения регионального кадастра отходов производства и потребления определяется Правительством Республики Бурятия.
 
Глава VI. Ответственность за нарушение законодательства в области управления отходами
 
Статья 16. Административная ответственность в области обращения с отходами
 
Нарушение установленных нормативными правовыми актами Республики Бурятия требований в области обращения с отходами в Республике Бурятия влечет административную ответственность в соответствии с законами Республики Бурятия об административных правонарушениях.
 
Глава VII. Заключительные положения
 
Статья 17. Вступление в силу настоящего Закона
 
Настоящий Закон вступает в силу по истечении десяти дней после дня его официального опубликования.
 
Президент Республики Бурятия 
В.В. Наговицын
 
г. Улан-Удэ
9 марта 2010 г.
N 1254-IV