Станислав Андрейчук
Координатор отделения ассоциации "Голос" в Алтайском крае, руководитель Межрегионального антикоррупционного центра "Трансперенси Интернешнл Россия" в Алтайском крае

Прощай, мой любимый город...

2 сентября Центральная избирательная комиссия опубликовала проект нарезки одномандатных округов на выборах в Государственную Думу 2016 г. Нет сомнений, что именно в таком виде этот документ и будет принят российским парламентом. По его итогам во всех субъектах федерации, получивших более одного округа, региональные столицы будут поделены между сельскими округами. Например, Индустриальный район Барнаула попал в рубцовский округ вместе с Волчихой, Шипуново, Мамонтово и Алейском. А вот жители Ленинского района обнаружат себя в славгородском округе.

Идея создателей этой системы ясна: большинство протестного голосования сегодня концентрируется в крупных городах, которые теперь исчезают с политической карты страны. Технология власти на предстоящие выборы тоже понятна: искусственное снижение явки в городах с приводом подконтрольного электората (в том числе, и через систему открепительных удостоверений) при высокой явке на селе. Село привлекательно для технологов "Единой России" тем, что, во-первых, там практически не ловятся фальсификации, во-вторых, само голосование там традиционно более консервативно и лояльно к власти.

Ничего нового в этой технологии нет. Сама манипуляция нарезкой округов получила в политтехнологической практике название джерримендеринга. Это явление возникло в 1812 г. в США, когда в Массачуссетсе сторонники губернатора Джерри выиграли выборы, получив меньше голосов, чем их оппоненты. Эта технология продолжает существовать и сегодня: в 2005 г. в Великобритании консерваторы получили всего на 3% голосов меньше лейбористов, но лейбористы выиграли выборы, заняв 356 мест в английском парламенте против 198, доставшихся консерваторам.

Можно приводить и другие примеры. Но результат всегда один – джерримендеринг ведет к радикальному искажению реальной воли избирателей.

В случае Алтайского края проиграют, прежде всего, жители Барнаула, поскольку именно они лишаются права получить своего представителя в Госдуме. Впрочем, все это вписывается в логику власти последних лет. Сначала были фактически уничтожены прямые выборы мэров городов (только в 10 региональных столицах выборы сохранились), затем была предпринята попытка свести местное самоуправление до уровня внутригородских округов, теперь пришло время электорального расчленения городов. Все три меры ведут к одному – уничтожению городских сообществ.

По крайней мере, сегодня в Барнауле есть сити-менеджер, увязший в коррупционных делах, но нет шанса избрать собственного депутата.

Выгодно это, прежде всего, "Единой России". В случае с Барнаулом, им было практически некого выдвигать против того же Рыжкова, которого горожане отлично помнят. Теперь единороссам стало чуть легче. Правда, благодаря им Барнаул теперь уж точно перестал быть столицей мира. Потому что перестал существовать как политический субъект.

Единственный шанс для барнаульцев обеспечить себе представительство собственных интересов на федеральном уровне – массово придти на выборы. Но это возможно лишь в том случае, если у горожан действительно есть политическое самосознание и самоуважение. В противном случае Барнаул просто лишится возможностей получения дополнительных денег на нужды горожан – если голосует село, то зачем депутатам стараться ради города?

Честных Вам выборов!

оригинал материала доступен по ссылке

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции


Теги: алтайский край барнаул выборы госдума

 

Близкие материалы по тегам:


Система Orphus
Поделиться информацией: