Павел Быковских
Редактор портала "Сибинфо"

Покачивание лодки в сибирских нефтяных болотах

Фильм новосибирцев Артёма Лоскутова и Дмитрия Марголина "Нефть в обмен на ничего" – одно из самых нестандартных выражений сибирского свободомыслия последних лет – показали барнаульской публике в понедельник, 9 января.

Вашему покорному слуге посчастливилось присутствовать на премьере в родном Барнауле.

Публики откровенно было немного, но это как раз тот случай, когда зрители измеряются не количеством, а качеством. В этот вечер собрались действительно думающие и критически (ни в коем случае не критиканы, - прим. автора) мыслящие люди, которые не намерены верить всему, что нисходит с экрана, а способные и готовые к дискуссии и полемике на разные, в том числе откровенные политические темы.

45-минутная лента вызвала живой отклик всех пришедших на барнаульскую премьеру зрителей, даже тех, кто к окончанию кино был не в состоянии сформулировать свой вопрос по причине слишком расслабившегося к концу показа языка (благо таковых было совсем немного).

Такой отклик и высокий политический настрой по итогам просмотра фильма стал в некоторой степени неожиданностью как для меня лично, так и для организаторов показа. Продюсер "Нефти в обмен на ничего" Александр Бакаев признал, что барнаульский зритель, к его удивлению, оказался самым политизированным и готовым именно к политической полемике.

Интересное кино

Любопытно, что фильм, задуманный первоначально как лента о сибирских дорогах, которые сетью назвать язык не поворачивается, а о качестве покрытия порой вспоминается со слезами на глазах, оказался кином обо всем.

"Нефть в обмен на ничего" стал сформулированным выражением о наболевшем тех, кто живет в Сибири, о глобальных проблемах сибиряков. На первый взгляд, фильм получился несколько сумбурным – чувствуется желание авторов объять необъятное. Однако, по всей вероятности, иначе и быть не могло. Проблем накопилось столько, что остановиться на одной, не затронув другую, попросту не получится.

Ведь строительство новых дорог упирается в ограниченные средства бюджетов богатой природными ресурсами Сибири. Все это в свою очередь упирается в налоговую политику федерального центра и так далее растет этот снежный ком. А растопить эту толщу непонимания из снега и льда можно только по-настоящему волевым политическим решением. Отсюда и политический подтекст первоначально неполитического фильма.

Любопытно, что фильм вызывает отклик зарубежной аудитории. В частности, на барнаульском показе присутствовала зрительница, которая будучи в Барнауле узнала о фильме от своих родственников из Берлина. Прошел показ и в Минске. Бакаев рассказывает о целом ряде западноевропейских, восточноевропейских, американских городов, где с появлением английских субтитров к фильму ожидается показ "Нефти".

Мне, впрочем, представляется, что это не главное условие успеха, поскольку он интересен, прежде всего, русскоязычному населению зарубежных стран. Именно они, как мне кажется, должны обеспечить премьеры в разных городах числом и реакцией. И это не случайно. Ведь в условиях вещания ограниченного числа русскоязычных каналов с сильно дозированной информацией (как, к примеру, на Первом канале) и вообще практически полного отсутствия такого вот нестандартного и откровенного выражения проблем Сибири, которые являются и проблемами всей России, успех картине на Западе просто гарантирован. Среди своей публики, конечно.

Зачем вы лодку раскачиваете?

Безусловно, фильм может, да и должен быть интересен не только обществу, но и власти, причем в первую очередь. По словам Бакаева, люди, принимающие главные в стране решения, получают информацию из очень ограниченного числа источников, и было бы любопытно увидеть реакцию первых лиц на сие произведение.

"Власть, как ни странно, проявляет чуткость. И, конечно, хотелось бы, чтобы пошла полноценная реакция на то, что формулирует общество. Если этого не произойдет, будем двигаться в заданном направлении дальше. Будем говорить громче и вовлекать больше людей", – отметил продюсер ленты,  добавив, что за этим-то, в частности, и приехали.

Реакция последовала следующая: а зачем вы лодку раскачиваете? А дальше и вовсе сравнение с Навальным. Впрочем, все это было больше похоже на провокацию и желание вывести наконец "заезжих гастролеров" на "чистую воду". Навальный был как-то сразу отметен – ну не похожи ни режиссер "Нефти", ни продюсер на каких-то мини-фюреров, каковым предстал популярный блогер, а ныне герой толпы на площади Сахарова в Москве 24 декабря.

Что же до раскачивания лодки, то здесь грань, конечно, намного тоньше. Лоскутов заметил, что вопрос о лодке звучал, как о чем-то плохом. И, действительно, ведь если лодку не раскачивать, то она совсем застрянет в сибирских нефтяных болотах. Многим хочется, чтоб Сибирь перестала быть и восприниматься извне и как политическое болото, а для того и нужно качать лодку. Здесь главное – самим не выпасть и не направить всех остальных на девятый вал. По чисто эмоциональным ощущениям, как еще порой называют первое впечатление, команда достаточно опытная.

Тут уж кому как больше нравится: сидеть на болоте и ждать, пока нефтяная трясина затянет, или искать путь по нехоженым тропам. Не потому что экстрима не хватает, а потому, что проторенной дороги просто нет.


Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

фото иконки: http://oil-for-nothing.ru
фото в тексте: http://fotki.yandex.ru

 


Теги: сфо энергоресурсы оппозиция культура

 

Близкие материалы по тегам:


Поделиться информацией: