Александр Бакаев
Продюсер, режиссер, общественный деятель

Initiatio

21 марта в знаковом для новосибирской творческой интеллигенции месте – кинозале "Синема" – состоялась встреча дискуссионного клуба, посвященная обсуждению фильма "Нефть в обмен на ничего". В программе было указано обсуждение исключительно художественной, а не политической значимости картины. В итоге это, как ни странно, пошло только на пользу творческой группе с точки зрения опыта.

Кинозал "Синема", входящий в структуру государственного Новосибирсккиновидеопроката, в прошлом году прославился тем, что был едва не закрыт департаментом земельных и имущественных отношений правительства НСО за показ Антониони и Пазолини, которых руководитель департамента Роман Шилохвостов посчитал могущими быть "шокирующими и непонятными" для неподготовленного зрителя. Скандал тогда разразился презанятнейший, неравнодушная общественность "Синему" отстояла, а Шилохвостову этим январем мы вручили премию "Золотая репа" в номинации "Эстет года".

Со сцены, кстати, в этой номинации премию тогда вручал Артём Лоскутов, которому вместе со всей съемочной группой и предстояло представлять в непокоренной цитадели наш фильм уже настоящим специалистам в области кинематографии.

Для дебютной работы, не претендовавшей на великие художественные достоинства, а имевшей совершенно иные цели, список экспертов, любезно согласившихся посмотреть и оценить картину, был удивительно внушительным.

Это и кинорежиссер Владимир Эйснер, лауреат Государственной премии России, член Союза кинематографистов России и Академии киноискусств "Ника", и кинорежиссер Юрий Шиллер, тоже лауреат Госпремии, а также лауреат множества фестивалей неигрового кино и заслуженный деятель искусств РФ. Два оператора – опытнейший Борис Травкин и весьма известный Игорь Тирский. Был и сценарист Александр Раппопорт, преподающий сейчас в НГУ сценарное мастерство будущим кинематографистам.

Модерировал весь этот пир духа Сергей Самойленко – журналист и координатор Сибирского центра современного искусства.

Среди гостей было много журналистов, а также такие небезызвестные в городе люди, как семейная чета – Яков Самохин, председатель Новосибирского союза журналистов и известный издатель, и Элеонора Соломенникова, генеральный директор "СибИнформ", признанная в свое время одной из лучших журналисток Новосибирска. Посетила показ и пресс-секретарь министра культуры Новосибирской области.

Вступительное слово взял Алексей Бутов, замдиректора Новосибирсккиновидеопроката, сказавший несколько теплых слов в наш адрес, после чего модератор Сергей Самойленко плавно подвел вечер к самому показу.

Как ни странно, но отсматривая наш фильм на показах уже в который раз, я по-прежнему погружен в действо на экране, лишь изредка прислушиваясь к реакции зала в тех местах, где она обычно бывает. Подозреваю, что дело не в шедевральности картины и даже не в том, что это собственное детище, пусть и плод коллективного творчества, а в том, что всякий раз видишь что-то по-новому, переосмысливаешь или добавляешь очередной элемент к общему пазлу.

Криков "браво!", надо признать, после показа не было и бешено аплодирующих людей, встающих со своих мест с глазами, полными слез, тоже. Я как-то сразу насторожился.

Первым слово взял Юрий Шиллер. Лицо у него было доброе, и я понял, что бить ногами нас не будут.

Мэтр мягко критиковал и режиссуру, и драматургию, предметно отмечал явные недостатки, но в целом закончил на какой-то мажорной даже ноте, чуть ли не пожелав дальнейших творческих успехов.

Моей ошибкой было то, что я решил, будто это максимальный накал критики, с которой мы столкнемся. О, как я ошибался…

Все последующие выступления экспертов напоминали разгром элитным бронетанковым корпусом отряда африканских воинов-масаи. Со всем своим гигантским опытом и профессионализмом они методично раскатывали фильм и его создателей по ковровому покрытию зала. Причем следует отметить, что практически вся критика была исключительно по делу и заслуженно.

Чуть-чуть смягчило горечь разгрома выступление Александра Раппопорта, который упомянул, что разфрендил некоего Дмитрия Верхотурова, критиковавшего фильм по всем статьям. Но про сценарий Раппопорт тоже доброго не сказал.

Видя, что ребята совсем приуныли, слово взял я и объяснил собравшимся, что, по сути, все предъявляемые им здесь претензии надо высказывать мне, как продюсеру. Ведь бюджет был крайне ограничен, и у Артема с Димой не было особого времени для выбора лучшего места для съемки, для различных планов, для использования спецтехники типа тележек и кранов, да даже для съемок одновременно с двух камер. Весь фильм был снят в крайне стесненных условиях, буквально на коленке, и серьезных художественных задач не ставилось. Пришлось остановиться и на замысле фильма, на процессе съемок и монтажа и на том, что это было не распланированное документальное кино и даже не кинозарисовка с четкой изначальной целью. Кино для нас самих стало откровением, позволив через призму сибирских дорог увидеть картину чудовищных взаимоотношений федерального центра и регионов, картину, напоминающую времена колонизации Северной Америки, Африки и Индии белым господином.

Замечательно нас поддержала Элеонора Соломенникова, сначала сказав, что не считает себя экспертом ни в чем, но потом сумев в емкой и спокойной речи выразить все то, что нам говорили в городах зрители после просмотра, когда благодарили за фильм, и все то, что честно пишут люди о том, что такое кино было давно необходимо.

Атмосфера зала стала потихоньку отогреваться, но тут на сцену вышла пресс-секретарь министра культуры Новосибирской области. И это стало апофеозом "мясорубки". Пресс-секретарь начала издалека, сказав о том, что "бесталанный человек неталантлив во всем", успела сделать замечание переводчику немецкого журналиста, который тихим голосом переводил Ульфу из съемочной группы Первого канала Германии суть происходящего, за то, что он мешает ее выступлению, и закончила обвинением съемочной группы сперва в творческой, а потом, видимо оговорившись (по крайней мере, клянусь, в отношении меня, потому что я видел ее первый раз в жизни и поводов не давал), и просто в импотенции.

Сразу же началось великолепное побоище, когда госпожу пресс-секретаря со всех сторон атаковали едкими замечаниями, тоже, кстати, по делу. И на замечания эти ей нечего было возразить. После того, как она сказала о фильмах, которые должны на что-то подвигать людей, и даже привела пример недавно виденной ей как раз такой ленты, Яков Самохин деликатно поинтересовался, на что же именно ее подвигла эта лента. Вопрос почему-то привел даму в неописуемое смущение, и в итоге она наотрез отказалась отвечать.

Модератор, весь вечер тонко поддерживавший нас, умелой рукой прекратил эту затянувшуюся порку, тем более, по логике, за своими порциями розг шли сюда мы.

Пришло несколько замечательных вопросов от журналистов и просто от зрителей. А потом было предложено перейти к голосованию. И к своему удивлению, я не увидел ни одного голоса против нашего фильма, даже от только что громивших нас мэтров. Правда, пресс-секретарь сидела в соседнем со мной кресле, и какой стороной листок она подняла, я не успел обратить внимание.

На этом дискуссия была завершена, а в кулуарах мы успели пожать множество рук, получить сдержанную, но дорогого стоящую благодарность от мэтров за саму поднятую тему фильма и ответить еще на несколько вопросов зрителей.

И с каким же удовольствием я вдохнул свежий и немного сырой воздух, выйдя в весенние синие сумерки…

Отдельно и искренне хочется поблагодарить госпожу министра культуры Новосибирской области Наталью Ярославцеву и директора Новосибирсккиновидеопроката"Марию Лендову за помощь в организации показа.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

фото: Дмитрий Марголин


Теги: энергоресурсы сфо культура

 

Близкие материалы по тегам:


Система Orphus
Поделиться информацией: