Григорий Кудряшов
Независимый журналист

Камчатка – не окраина страны

В те годы, когда под гнетом ельцинских реформ стонала вся страна, мольбы о пощаде неслись также с Камчатки. Их хор с шумом штормового моря звучал бы до сих пор, если бы полуостров в 2005 году не посетил преемник "царя" Бориса – Владимир Путин. Говорят, что он ужаснулся картиной увиденного и тут же распорядился направить к российской территории восхода солнца потоки бюджетных средств. Президенту скорее стало больно и стыдно не за обнищавший дальневосточный регион страны, а за упреки иностранных туристов, что уникальная по своим природным особенностям земля оказалась не в тех руках.

О степени разрухи на Камчатке убедительно свидетельствует всего одна цифра: к этому времени население края сократилось на 60 тысяч человек. Даже столица – город Петропавловск-Камчатский потерял 20 тысяч своих жителей. Тогда многие предприятия неожиданно оказались не нужными государству. Так, в Атласове в одночасье закрылся леспромхоз, а деревообрабатывающий завод сейчас в руинах, как после массированной бомбежки. Теперь в Атласове бывших лесозаготовителей, не покинувших поселок, называют по-другому – черными лесорубами. В селе Шаромы пугающе выглядят двухэтажные дома с заколоченными окнами…

Пока люди от безысходности бежали с обжитых мест, сюда все больше устремлялось иностранцев, чтобы восхититься природной экзотикой. Камчатку уже посещает до 12 тысяч туристов из ближних и дальних стран. В Авачинской бухте швартуются океанские круизные лайнеры, и чужая речь все отчетливее звучит в многоголосье городского шума. Пытливый взор людей с других берегов задерживался не только на величественной панораме вулканов, но и на помойках, домах без окон и дверей, на пыльных дорогах… Все это увидел и Путин, а потом – Медведев, и с их высочайшего повеления камчатский бюджет обрел свойства бездонного кошелька. Местные чиновники враз оживились, а выборы в краевое законодательное собрание и городскую думу приобрели ожесточенный характер. Слово "вор" стало широко употребляемым, как слова "рыба", "хлеб", "молоко"…

Теперь на Камчатке обновленческий бум. В восторге от позитивных изменений бьют в литавры партийцы "Единой России" и хвалят Владимира Путина. Губернатор Владимир Илюхин считается самым стойким единороссом. Его сотоварищи недавно гордились тем, что только благодаря их усилиям построено здание детсада в Петропавловске-Камчатском. Когда узнаешь, что за двадцать лет это был первый объект для малышей, понимаешь, как велика нескромность власть предержащих. Не зря люди, оппозиционно настроенные к партии власти, тычут пальцами в явные огрехи. Оказывается, многие проекты, связанные с обязательствами перед Путиным, не выполнены. Так, в Палане – окружном центре Корякии, до сих пор не построена взлетно-посадочная полоса, в Петропавловске-Камчатском на месте старого здания морского вокзала пустырь, хотя новому вокзалу по заверениям чиновников пора бы быть. Еще в 2007 году обещалось открытие морского пассажирского сообщения с Сахалином, но остров до сих пор недоступен с Востока. По-прежнему в запустении плавучие доки Петропавловской судоверфи. Должны были заасфальтировать триста километров дороги от столицы края до райцентра Мильково, но сто километров трассы так и остались пыльным и тряским маршрутом движения. Местные жители по этому поводу говорят, что деньги разворованы. Этому можно верить, если судить по уголовной хронике камчатских СМИ: на скамье подсудимых оказываются разного ранга чиновники и предприниматели.

Даже ставка на массовый туризм не дает результата из-за заоблачных цен. Однодневная экскурсия в Долину гейзеров, куда можно добраться только на вертолете, обходится в тридцать тысяч рублей. Люди состоятельные не очень-то стремятся на Камчатку. Им подавай заморские страны, где тепло, сервис и мошка не выедает глаза.

Камчатка – это малая модель России. Край богатый, но люди живут бедно, хотя по количеству автомобилей регион занимает второе место в стране – 429 авто на тысячу жителей. Но автомобиль не следует считать показателем состоятельности, тем более подержанный и иностранного производства. Важно другое: на Камчатке в наличии нефть, газ, уголь, древесина и, конечно, рыба. Еще месторождения, разработка которых дает золото, платину, титан, никель. Среди хозяев несметных богатств почему-то много москвичей. Так, на редкоземельные металлы руку наложил любитель пасхальных яиц Фаберже олигарх Виктор Вексельберг. Поэтому удивительно, что годовая дотация федерального бюджета составляет 29 миллиардов рублей. Но когда слышишь разговоры о воровстве, удивление исчезает.

Оппозиция на Камчатке слаба, поскольку все сферы жизнедеятельности узурпированы "Единой Россией". В краевом законодательном собрании из 28 депутатских мест только пять принадлежат системной оппозиции: три – представителям ЛДПР и по одному – коммунистам и справедливороссам. Еще на выборах пытается заявить о себе организация партии "Патриоты России". Само же население Камчатского края в большинстве своем аполитично, особенно в сельской местности, власти не верят и на нее не надеются. Выжить в этом богатом краю можно и без особого труда. Рыба идет в руки даже самым ленивым. Что же касается излишеств, то простой российский человек к ним не привык. Поэтому вполне можно утверждать, что власть Путина и его опоры в лице «Единой России» на Камчатке укоренилась прочно. Тем более что Путин вынес много распоряжений, которые дали результат. Например, стоимость авиабилета из Петропавловска-Камчатского до Паланы составляла семнадцать тысяч рублей, теперь втрое меньше. Появились льготы для полетов в другие регионы страны. В августе сдали в эксплуатацию мост через реку Камчатку в ее среднем течении. Быстро расстраивается микрорайон "Северо-Восток" в краевом центре. Началось благоустройство райцентров… Так что усилия власти ощутимы.

Поскольку Камчатка – край особенный, то и отношение к нему должно быть особенным. Но этого особенного отношения со стороны властей и самих жителей я не заметил. Край подвергнут хищническому разграблению. Браконьеров здесь называют бракошами, видимо, от слова брак. Кое-кто называет их дракошами, которые как драконы все уничтожают на своем пути – диких зверей, рыбу ради икры, лесные массивы. А ведь на виду у всех курятся вулканы, иногда пугая людей мощными извержениями. Именно существование вулканов должно формировать у камчатских жителей трепетное отношение к природе, так называемое экологическое сознание. Но до этого состояния на Камчатке так же далеко, как отсюда до Москвы.

фото: reports.travel.ru

 


Теги: путин туризм дальний восток

 

Близкие материалы по тегам:


Система Orphus
Поделиться информацией: