Официально

Решение Иркутской области от 23.12.2009 N 005-20-040036/9

О Порядке принятия решений об установлении цен (тарифов) на товары, услуги (работы) муниципальных унитарных предприятий и муниципальных учреждений г.Иркутска

Принято на 4-ом заседании городской Думы 5-го созыва 23 декабря 2009 г.
 
В целях совершенствования механизма принятия решений об установлении цен (тарифов) на товары, услуги (работы) муниципальных унитарных предприятий и муниципальных учреждений г.Иркутска, руководствуясь ст.ст. 16, 17, 35, 36 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральным законом "Об автономных учреждениях", Федеральным законом "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", ст.ст. 11, 31, 32, ч.4 ст.39, 42 Устава города Иркутска, Положением о муниципальных автономных учреждениях города Иркутска, утвержденным решением Думы города Иркутска от 23.11.2008 N 004-20-530889/8, Положением о муниципальном унитарном предприятии и муниципальном учреждении г.Иркутска, утвержденным решением городской Думы города Иркутска от 11.06.2003 N 368-29гД(3), Дума города Иркутска решила:
1. Утвердить Порядок принятия решений об установлении цен (тарифов) на товары, услуги (работы) муниципальных унитарных предприятий и муниципальных учреждений г.Иркутска (Приложение N 1).
2. Отменить решение Думы города Иркутска от 23.12.2005 г. N 004-20-200249/5 "О порядке принятия решений об установлении цен (тарифов) на услуги (работы) муниципальных унитарных предприятий и муниципальных учреждений г.Иркутска".
3. Администрации города Иркутска:
1) опубликовать настоящее решение с приложением;
2) внести информационную справку в оригинал решения Думы города Иркутска от 23.12.2005 г. N 004-20-200249/5 "О порядке принятия решений об установлении цен (тарифов) на услуги (работы) муниципальных унитарных предприятий и муниципальных учреждений г.Иркутска" об утрате его силы в связи с отменой.
 
Временно исполняющий полномочия мэра города Иркутска А.Н.Лабыгин
 
Приложение N 1
к Решению Думы г.Иркутска
от 23 декабря 2009 г. N 005-20-040036/9
 
Порядок принятия решений об установлении цен (тарифов) на товары, услуги (работы) муниципальных унитарных предприятий и муниципальных учреждений г.Иркутска
 
I. Общие положения
 
1. Настоящий Порядок принятия решений об установлении цен (тарифов) на товары, услуги (работы) муниципальных унитарных предприятий и муниципальных учреждений г.Иркутска (далее по тексту - Порядок) разработан в соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральным законом "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", Федеральным законом "Об автономных учреждениях", Уставом города Иркутска, Положением о муниципальном унитарном предприятии и муниципальном учреждении г.Иркутска, утвержденным решением Думы города Иркутска, Положением о муниципальных автономных учреждениях города Иркутска, утвержденным решением Думы города Иркутска.
2. В настоящем Порядке используются следующие понятия:
регулируемая деятельность - деятельность, в рамках которой расчеты за оказываемые товары, услуги (работы) осуществляются по ценам (тарифам), устанавливаемым правовыми актами мэра города Иркутска. Виды регулируемой деятельности определяются в соответствии с законодательством, муниципальными правовыми актами г.Иркутска. Настоящее понятие применяется исключительно с целью идентифицировать расходы, относящиеся к регулируемой деятельности, и не означает применения в отношении этой деятельности какого-либо иного регулирования, кроме установления цен (тарифов);
ценообразование - процесс расчета и установления цен (тарифов) на товары, услуги (работы) предприятий и учреждений;
срок действия цен (тарифов) - период времени между изменениями цен (тарифов);
расчетный период регулирования цен (тарифов) - период, на который устанавливаются цены (тарифы);
фиксированная цена (тариф) - цена (тариф) твердо установленной величины;
предельная цена (тариф) - цена (тариф), ограниченная верхним или нижним предельным размером (соответственно различается предельная максимальная и предельная минимальная цена (тариф));
предельный коэффициент изменения цен (тарифов) - уровень изменения ранее установленных цен (тарифов);
косвенные (общехозяйственные) расходы - расходы, которые непосредственно не связаны с производством и реализацией товаров, услуг (работ) (расходы по обслуживанию основного и вспомогательных производств, административно-управленческие расходы, расходы по содержанию общехозяйственного персонала и другие);
фактические расходы - обоснованные и документально подтвержденные затраты на производство (реализацию) товаров, работ (услуг), выраженные в денежной форме, произведенные в отчетном периоде;
калькуляция себестоимости товаров, услуг (работ) - расчет затрат в Денежной форме на производство и реализацию товаров, услуг (работ);
отчетная калькуляция себестоимости товаров, услуг (работ) - калькуляция себестоимости товаров, услуг (работ), выполненная на основе данных о фактических расходах;
экспертиза - проверка факторов, влияющих на формирование тарифов, а также проверка производственно-технологической и финансово-экономической информации, представляемой предприятием (учреждением) в целях экономического обоснования цен (тарифов). В зависимости от содержания поставленных целей и состава привлекаемой для анализа информации экспертиза может быть экономической и (или) технологической;
заключение - документ, являющийся результатом экономической и (или) технологической экспертизы и содержащий анализ факторов, влияющих на формирование цен (тарифов);
аудиторское заключение - официальный документ, предназначенный для пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемых лиц, содержащий выраженное в установленной форме мнение аудиторской организации, индивидуального аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица;
учредитель - администрация города Иркутска в лице своих структурных подразделений в соответствии с муниципальными правовыми актами города Иркутска;
предприятие (учреждение) - муниципальные унитарные предприятия, муниципальные бюджетные и автономные учреждения города Иркутска;
тарифная комиссия - коллегиальный орган, вырабатывающий и вносящий предложения мэру города Иркутска по установлению цен (тарифов) на товары, услуги (работы) предприятий (учреждений) города Иркутска;
рабочий орган тарифной комиссии - структурное подразделение администрации города Иркутска, осуществляющее разработку и реализацию основных направлений политики цен (тарифов) на товары, услуги (работы) муниципальных унитарных предприятий и муниципальных учреждений;
Понятия "цены" и "тарифы" в настоящем Порядке используются как равнозначные.
Понятия "товары", "услуги" и "работы" в настоящем Порядке используются как равнозначные.
3. В случае если законодательством определен иной порядок установления цен (тарифов) на товары, услуги (работы) предприятий (учреждений), цены (тарифы) устанавливаются в соответствии с законодательством.
4. Решения по установлению цен (тарифов) на товары, услуги (работы) предприятий (учреждений) принимает мэр города Иркутска в соответствии с настоящим Порядком. Решение об установлении цен (тарифов) оформляется постановлением администрации города Иркутска.
 
II. Принципы и методы установления цен (тарифов)
 
5. Основными принципами установления цен (тарифов) являются:
1) баланс экономических и социальных интересов населения г.Иркутска, органов местного самоуправления города Иркутска и предприятий(учреждений);
2) компенсация экономически обоснованных расходов предприятий (учреждений) на производство и реализацию товаров, услуг (работ) и получение прибыли для реализации планов (программ) финансово-хозяйственной деятельности предприятий (учреждений), утвержденных в соответствии с законодательством;
3) открытость информации о ценах и тарифах и о порядке их установления;
4) обязательность ведения предприятиями (учреждениями) раздельного учета объемов товаров, услуг (работ) в натуральном и стоимостном выражении, доходов и расходов по производству и реализации товаров, услуг (работ) по видам деятельности.
6. Установление цен (тарифов) осуществляется через установление фиксированных цен (тарифов), предельных минимальных и (или) максимальных цен (тарифов), предельных коэффициентов изменения цен (тарифов).
7. При установлении цен (тарифов) может применяться:
1) метод экономически обоснованных расходов (затрат);
2) метод индексации цен (тарифов);
3) метод доходности инвестированного капитала (в соответствии с методиками, утвержденными федеральными нормативными правовыми актами);
4) метод аналитического сравнения цен (тарифов).
Метод экономически обоснованных расходов основывается на расчете необходимой валовой выручки организации, осуществляющей регулируемую деятельность, от реализации каждого вида продукции (услуг) и объема производства соответствующего вида продукции за расчетный период регулирования.
Метод индексации цен (тарифов) применяется с учетом пункта 8 настоящего Порядка.
Метод аналитического сравнения основан на анализе данных о стоимости аналогичных товаров, услуг (работ). При анализе за базу сравнения принимаются организации с наиболее низкими рыночными ценами.
8. Установление цен (тарифов) с использованием метода индексации установленных тарифов осуществляется путем умножения цен (тарифов), установленных в предшествующий период, на индексы, отражающие изменения условий деятельности предприятий (учреждений).
Указанные индексы рассчитываются предприятием (учреждением) с использованием индексов, утверждаемых Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации на период регулирования, и отражают изменение расходов по отдельным статьям затрат с учетом долей соответствующих статей затрат в части объема финансовых потребностей, определенных применительно к отдельному виду деятельности предприятия (учреждения).
Индексации подлежат ранее утвержденные на основе метода экономически обоснованных расходов цены (тарифы) на товары, услуги (работы) предприятий (учреждений).
9. При установлении цен (тарифов) не допускается повторное включение в расчет цен (тарифов) одних и тех же расходов по видам деятельности.
10. Срок действия установленных цен (тарифов), как правило, равен одному финансовому году. Рекомендуется установление цен (тарифов) на очередной финансовый год до начала его наступления. Срок представления расчетных материалов для установления тарифов постановлением администрации города Иркутска - не позднее 1 сентября текущего финансового года (определяется правовыми актами мэра города Иркутска).
11. Учредитель по обращению муниципального унитарного предприятия (муниципального учреждения) при наличии оснований, установленных в настоящем пункте инициирует досрочный пересмотр тарифов. Основаниями для досрочного пересмотра цен (тарифов) являются:
1) объективное изменение условий деятельности предприятия (учреждения), влияющее на стоимость товаров, услуг (работ):
а) изменение более чем на 5 процентов суммарных расходов предприятия (учреждения) на осуществление регулируемой деятельности по сравнению с расходами, принятыми при расчете цен (тарифов) на текущий период регулирования;
б) изменение более чем на 5 процентов суммы налогов и сборов, подлежащих уплате предприятиями (учреждениями) в соответствии с законодательством Российской Федерации;
в) изменение более чем на 10 процентов ставок коммерческих банков по кредитам с момента вступления тарифов в действие (при наличии в тарифе расходов на погашение кредитов по регулируемому виду деятельности);
2) предписание антимонопольного органа;
3) вступившее в законную силу решение суда в отношении деятельности предприятий (учреждений).
Вопрос о досрочном пересмотре цен (тарифов) (кроме жилищно-коммунальных услуг) рассматривается мэром города Иркутска при мотивированном обращении учредителя. При этом срок действия ранее установленных цен (тарифов) не может быть менее трех месяцев.
 
III. Порядок формирования цен (тарифов)
 
12. Основанием для планового изменения цен (тарифов) является изменение стоимости потребляемых материальных ресурсов, условий оплаты труда и других факторов, влияющих на изменение себестоимости товаров, работ, услуг, а также уровень инфляции.
13. Определение состава расходов и оценка их экономической обоснованности при расчете себестоимости товаров, услуг (работ) производятся в соответствии с федеральными нормативными правовыми актами, в том числе регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета и налоговых отношений. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты с точки зрения их целесообразности, рациональности, эффективности.
При невозможности расчета цен (тарифов) по общим и специальным нормативам, установленным федеральными нормативными правовыми актами, нормативными правовыми актами города Иркутска, цены (тарифы) могут определяться исходя из фактических расходов за прошедший период (не менее квартала), приведенных в соответствие с требованиями федерального законодательства, с учетом прогнозируемого уровня инфляции на расчетный период регулирования и объемов реализации.
14. Стоимость всех сырьевых ресурсов, транспортных расходов, приобретаемых услуг включается в себестоимость товаров, услуг (работ) без налога на добавленную стоимость (в случае если организация является, плательщиком НДС). При установлении тарифа к стоимости ресурсов, транспортных расходов на следующий год применяется прогнозный индекс потребительских цен, индекс цен производителей по отраслям в среднем за год.
15. Затраты на оплату труда рассчитываются в соответствии с федеральными, областными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами города Иркутска по вопросам регулирования оплаты труда с учетом:
1) численности работников предприятий (учреждений) в пределах нормативной;
2) фактического фонда оплаты труда в последнем расчетном периоде регулирования, не превышающего фонда оплаты труда, утвержденного штатным расписанием на период регулирования;
3) прогнозной тарифной ставки на расчетный период регулирования.
Нормативная численность работающих для целей установления цен (тарифов) определяется в соответствии с действующими на период расчета отраслевыми методическими рекомендациями, утвержденными федеральными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами города Иркутска по согласованию с учредителем и рабочим органом тарифной комиссии.
16. Сумма амортизации основных средств для расчета тарифов определяется в соответствии с федеральными нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета, с указанием направлений использования амортизационных отчислений.
17. При определении расходов на проведение ремонтных работ учитываются:
1) порядок и источники финансирования ремонта производственных основных средств в соответствии с показателями плана (программы) финансово-хозяйственной деятельности;
2) программы проведения ремонтных работ (при их наличии), обеспечивающие надежное и безопасное функционирование производственно-технических объектов и предотвращение аварийных ситуаций, утвержденные в установленном порядке руководителем предприятия (учреждения);
3) сметы на текущий (капитальный) ремонт;
4) иные документальные подтверждения планируемых расходов.
18. Косвенные (общехозяйственные) расходы включаются пропорционально:
1) прямой заработной плате основных производственных рабочих;
2) прямым материальным затратам;
3) сумме прямых затрат;
4) выручке от реализации продукции;
5) другим показателям, характеризующим выпускаемую продукцию.
В срок до 15 декабря текущего года на следующий финансовый год предприятием (учреждением) на основании письменных рекомендаций структурного подразделения администрации города Иркутска, уполномоченного в области формирования политики администрации города в сфере установления тарифов на услуги, представляемые предприятиями (учреждениями), определяется способ распределения косвенных расходов между объектами калькулирования себестоимости, который указывается в организационно-распорядительном документе, устанавливающем учетную политику предприятия (учреждения).
19. Выявленные по данным отчетности не израсходованные по назначению средства по отдельным статьям затрат (при отсутствии объективных причин), учтенные при формировании тарифов в базовом расчетном периоде, используются при установлении цен (тарифов) в качестве источника покрытия расходов следующего расчетного периода регулирования.
20. При расчете цен (тарифов) учитывается величина необходимой прибыли для обеспечения предприятий (учреждений) средствами для финансирования экономически обоснованных расходов по следующим составляющим:
1) расходы на развитие производства, в том числе на капитальные вложения в рамках показателей плана (программы) финансово-хозяйственной деятельности;
2) расходы социального характера, предусмотренные коллективным договором организации;
3) налоги, уплачиваемые за счет прибыли - в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации;
4) резервный фонд, предусмотренный уставом предприятия (учреждения).
В расчете необходимой прибыли должны быть указаны конкретные направления ее использования в пределах фондов, определенных уставом предприятия (учреждения).
21. Порядок формирования цен (тарифов), предусмотренный пунктами 13 - 20 настоящего Порядка, не распространяется на (цены) тарифы на косметологические, парикмахерские, маникюрные, педикюрные, культурно-просветительские, развлекательные, платные медицинские услуги, оказываемые населению предприятиями (учреждениями), которые формируются с применением метода аналитического сравнения цен (тарифов).
 
IV. Порядок подготовки к установлению цен (тарифов)
 
22. Предприятия (учреждения) представляют учредителю:
1) сопроводительное письмо с указанием перечня представленных документов;
2) пояснительную записку, обосновывающую необходимость изменения (установления) цен (тарифов), причины изменения цен (тарифов), а также содержащую краткий анализ работы предприятия (учреждения) за прошедший отчетный период;
3) устав, лицензии с расшифровкой предусмотренных видов деятельности, приказ о назначении руководителя предприятия (учреждения);
4) отчетные калькуляции себестоимости товаров, услуг (работ) за период действия предыдущих цен (тарифов);
5) копии документов, подтверждающих расходы по статьям затрат;
6) данные бухгалтерской отчетности за последний отчетный период: форму N 1 "Бухгалтерский баланс", форму N 2 "Отчет о прибылях и убытках", форму N 6 "Отчет о целевом использовании полученных средств", заверенные подписью руководителя и печатью;
7) данные статистической отчетности за последний отчетный период: форму N 1-Т "Сведения о численности и заработной плате работников по видам деятельности", форму N П-4 "Сведения о численности, заработной плате и движении работников", форму N 5-З "Сведения о затратах на производство и реализацию продукции (работ, услуг)";
8) справку о среднемесячной заработной плате в целом по предприятию (учреждению) и по категориям работников;
9) справку об основных технико-экономических показателях деятельности предприятия (учреждения) за прошедший отчетный период;
10) экономически обоснованные расчеты плановых цен (тарифов) по видам услуг (работ) с расшифровкой статей затрат;
11) действующие на предприятии (в учреждении) локальные правовые и отраслевые акты (положение об оплате труда, положение о премировании, коллективный договор, штатное расписание, приказы и решения руководителя предприятия (учреждения) по вопросам ценообразования и так далее);
12) нормативы материальных, трудовых и финансовых затрат, утвержденные федеральными нормативными правовыми актами, муниципальными нормативными правовыми актами города Иркутска;
13) расчет необходимой прибыли;
14) аудиторское заключение по результатам проведения аудита финансовой и бухгалтерской отчетности за отчетный год (по запросу рабочего органа тарифной комиссии).
23. Требования к перечню документов, представляемых предприятиями (учреждениями) для установления цен (тарифов), предусмотренные подпунктами 4, 6, 7, 13 пункта 22 настоящего Порядка, не распространяются на процедуру установления тарифов на косметологические, парикмахерские, маникюрные, педикюрные, культурно-просветительские, развлекательные, платные медицинские услуги, оказываемые населению предприятиями (учреждениями), для установления которых вместо указанных документов представляются:
1) утвержденные учредителем сметы доходов и расходов бюджетных учреждений;
2) показатели (планы) финансово-хозяйственной деятельности предприятий (учреждений), утвержденные в соответствии с законодательством;
3) анализ уровня цен других организаций в г.Иркутске на аналогичные услуги.
24. Учредитель:
1) проводит технологическую экспертизу факторов, влияющих на формирование цен (тарифов);
2) проводит проверку производственно-технологической информации, представляемой предприятием (учреждением) в целях экономического обоснования цен (тарифов);
3) при необходимости может проводить проверку финансово-экономической информации, представляемой предприятием (учреждением) в целях экономического обоснования цен (тарифов);
4) дает заключение о целесообразности и необходимости установления (изменения) цен (тарифов).
Результатом рассмотрения документов учредителем является заключение.
Срок подготовки заключения учредителем - 20 рабочих дней с момента поступления документов.
25. Документы, указанные в пункте 22 настоящего Порядка, вместе с заключением учредителя передаются в структурное подразделение администрации города Иркутска, уполномоченное в области формирования политики администрации города в сфере установления тарифов на услуги, представляемые предприятиями (учреждениями), для прохождения экономической экспертизы в рабочем органе тарифной комиссии. Расчеты для формирования тарифов представляются в соответствии с графиком проведения экспертиз расчетов тарифов (цен) на товары, услуги (работы) предприятий (учреждений), разработанным структурным подразделением администрации города Иркутска, уполномоченным в области формирования политики администрации города в сфере установления тарифов на услуги, представляемые предприятиями (учреждениями).
26. Рабочий орган тарифной комиссии:
1) проводит экономическую экспертизу представленных расчетных материалов, проверку обоснованности расчетов и дает заключение о правильности формирования цен (тарифов) и целесообразности установления предлагаемых учредителем цен (тарифов) с учетом сложившейся ситуации в рассматриваемом сегменте товарного рынка г.Иркутска;
2) запрашивает у экспертируемых предприятий (учреждений) дополнительные документы по обоснованию расчетов цен (тарифов).
Результатом рассмотрения документов рабочим органом тарифной комиссии является заключение по результатам экономической экспертизы.
Срок подготовки заключения рабочим органом тарифной комиссии -25 рабочих дней с момента их поступления в отдел.
В случае если для подготовки заключения необходима дополнительная информация или материалы были представлены не в полном объеме, рабочий орган тарифной комиссии увеличивает срок рассмотрения расчетных материалов на срок не более 10 рабочих дней с момента получения дополнительных данных.
27. Рабочий орган тарифной комиссии вправе отказать в проведении экономической экспертизы и подготовке заключения по следующим основаниям:
1) непредставление или представление не в полном объеме расчетных материалов, обосновывающих необходимость изменения цен (тарифов);
2) искажение фактических показателей работы хозяйствующего субъекта, представленных для обоснования цен (тарифов);
3) осуществление расчета себестоимости товаров, услуг (работ) с нарушением требований федеральных, областных нормативных правовых актов, муниципальных правовых актов города Иркутска;
4) отсутствие права на осуществление регулируемой деятельности;
5) по иным основаниям, предусмотренным федеральным законодательством.
Письменный мотивированный отказ направляется учредителю и руководителю предприятия (учреждения) в срок не более 10 рабочих дней с момента поступления документов в рабочий орган тарифной комиссии.
28. Общий срок рассмотрения расчетных материалов не должен превышать 25 рабочих дней (при условии запроса рабочего органа тарифной комиссии дополнительной информации - 35 рабочих дней).
29. Предложения для мэра города Иркутска по установлению цен (тарифов) вырабатываются тарифной комиссией на основании заключения рабочего органа тарифной комиссии.
Состав, структура и иные вопросы организации и деятельности тарифной комиссии определяются правовым актом мэра города Иркутска.
Предложения тарифной комиссии для мэра города Иркутска по установлению цен (тарифов) оформляются протоколами заседания тарифной комиссии. В 3-х дневный срок на основании протоколов заседания тарифной комиссии готовятся проекты постановлений администрации города об установлении цен (тарифов) на товары, услуги (работы) предприятий (учреждений) и в установленном Регламентом работы администрации города Иркутска порядке передаются на рассмотрение мэру города Иркутска.
30. Постановления администрации города об установлении цен (тарифов) на товары, услуги (работы) предприятий (учреждений) подлежат опубликованию в соответствии с законодательством, муниципальными правовыми актами города Иркутска.
 
 
Первый заместитель мэра - председатель комитета по экономике и финансам администрации г.Иркутска   Г.Д.Зюбр
 
 
Начальник отдела тарифного регулирования департамента экономики комитета по экономике и финансам администрации г.Иркутска  Л.П.Сесько