Официально

Закон Иркутской области от 18.06.2010 N 44-ОЗ

Об областном опросе

Глава 1. Общие положения
 
Статья 1. Предмет регулирования настоящего Закона
Настоящий Закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами, Уставом Иркутской области определяет порядок выдвижения инициативы, назначения, подготовки и проведения областного опроса в Иркутской области (далее - область).
 
Статья 2. Понятие областного опроса
Областной опрос (далее - опрос) является формой непосредственного участия граждан Российской Федерации в осуществлении государственной власти области и представляет собой форму прямого волеизъявления граждан Российской Федерации, место жительства которых расположено на территории области, по важным вопросам областного значения в целях учета мнения населения при принятии решений органами государственной власти области, иными государственными органами области, должностными лицами органов государственной власти области и иных государственных органов области, осуществляемой посредством тайного или открытого голосования.
 
Статья 3. Принципы организации и проведения опроса
1. Организация и проведение опроса осуществляются на основе принципов законности, равноправия, добровольности и гласности в подготовке, проведении и установлении результатов опроса.
2. Граждане, в соответствии со статьей 4 настоящего Закона имеющие право на участие в опросе, реализуют это право посредством равного и прямого волеизъявления.
В ходе опроса гражданин, в соответствии со статьей 4 настоящего Закона имеющий право на участие в опросе, обладает одним голосом, которым он вправе воспользоваться только лично.
Участие в опросе является свободным и добровольным, контроль за волеизъявлением участников опроса не допускается. В ходе опроса никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них.
3. Органы и лица, обеспечивающие проведение опроса, обеспечивают также информирование его участников о назначении, проведении опроса и его результатах.
Процедура проведения опроса должна обеспечивать возможность проверки и учета его результатов.
 
Статья 4. Участники опроса
1. Участниками опроса, то есть лицами, имеющими право голосовать по вопросам опроса, а также участвовать в других действиях по подготовке и проведению опроса, являются граждане Российской Федерации, обладающие активным избирательным правом на выборах депутатов Законодательного Собрания Иркутской области (далее - участники опроса).
2. Какие-либо прямые или косвенные ограничения права граждан на участие в опросе в зависимости от происхождения, должностного, социального и имущественного положения, расовой или национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, политических или иных взглядов, принадлежности к общественным объединениям, рода и характера занятий запрещаются.
 
Статья 5. Вопросы опроса
1. На опрос могут быть вынесены важные вопросы, находящиеся в ведении области как субъекта Российской Федерации или в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, если указанные вопросы не урегулированы Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, иными федеральными нормативными правовыми актами.
2. Уставом Иркутской области и законами области могут быть определены вопросы, подлежащие обязательному вынесению на опрос.
3. Вопросы опроса не должны ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы человека и гражданина, конституционные гарантии реализации таких прав и свобод.
4. Вопросы опроса не должны противоречить федеральному законодательству.
5. Вопрос, выносимый на опрос, должен быть сформулирован таким образом, чтобы исключалась возможность его множественного толкования, то есть чтобы на него можно было дать однозначный ответ. Опрос по вопросу, предусматривающему более десяти вариантов ответа, не допускается.
6. На опрос не могут быть вынесены вопросы:
1) о досрочном прекращении или продлении срока полномочий органов государственной власти области, органов местного самоуправления муниципальных образований области, о приостановлении осуществления ими своих полномочий, а также о проведении досрочных выборов в органы государственной власти области, органы местного самоуправления муниципальных образований области либо об отсрочке указанных выборов;
2) о персональном составе органов государственной власти области, органов местного самоуправления муниципальных образований области;
3) об избрании депутатов и должностных лиц, об утверждении, о назначении на должность и об освобождении от должности должностных лиц, а также о даче согласия на их назначение на должность и освобождение от должности;
4) о принятии или об изменении областного бюджета, исполнении и изменении финансовых обязательств области;
5) о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения области.
 
Статья 6. Территория опроса
Опрос проводится на всей территории области или на ее части.
 
Статья 7. Форма и день (дни) опроса
1. Опрос на всей территории области проводится в форме тайного голосования по опросным листам в помещении участка по проведению опроса.
Опрос на части территории области проводится в форме тайного голосования по опросным листам в помещении участка по проведению опроса или в форме открытого поименного голосования по опросным спискам путем поквартирного (подомового) обхода и на участках опроса.
2. В случае проведения опроса в форме тайного голосования в помещении участка по проведению опроса по опросным листам опрос назначается на календарный выходной день или два следующих подряд календарных дня, один из которых является выходным днем.
3. В случае проведения опроса в форме открытого поименного голосования по опросным спискам опрос назначается на несколько календарных дней, но не более семи, один из которых является выходным днем.
 
Статья 8. Финансирование опроса
1. Расходы, связанные с подготовкой и проведением опроса, производятся за счет средств областного бюджета. При этом за счет средств, выделенных комиссиям, осуществляющим подготовку и проведение опроса, из областного бюджета, до официального опубликования решения о назначении опроса производятся только расходы указанных комиссий, связанные с проведением проверки подписей, собранных в поддержку инициативы проведения опроса.
2. Средства, выделенные для проведения опроса, могут использоваться только на оплату расходов по его подготовке и проведению, в том числе на изготовление опросных листов, опросных списков, оплату услуг связи, иных затрат на подготовку и проведение опроса.
3. Председатели комиссий, осуществляющих подготовку и проведение опроса, несут ответственность за целевое использование средств областного бюджета.
4. Участковые комиссии опроса представляют отчеты о расходовании денежных средств в территориальные избирательные комиссии области, действующие в качестве территориальных комиссий опроса, не позднее трех дней со дня официального опубликования результатов опроса.
Территориальные избирательные комиссии области, действующие в качестве территориальных комиссий опроса, представляют отчеты в Избирательную комиссию Иркутской области не позднее десяти дней со дня официального опубликования результатов опроса.
Избирательная комиссия Иркутской области представляет отчет о расходовании выделенных на проведение опроса средств в Законодательное Собрание Иркутской области не позднее двух месяцев со дня официального опубликования результатов опроса.
5. Порядок открытия и ведения счетов, учета, отчетности и перечисления денежных средств, выделенных из областного бюджета Избирательной комиссии Иркутской области, иным комиссиям, осуществляющим подготовку и проведение опроса, устанавливается Избирательной комиссией Иркутской области в соответствии с законодательством.
6. Агитация участниками опроса в соответствии с требованиями статьи 23настоящего Закона проводится за счет собственных средств участников опроса.
 
Глава 2. Комиссии, осуществляющие подготовку и проведение опроса
 
Статья 9. Система комиссий, осуществляющих подготовку и проведение опроса
1. Подготовку и проведение опроса осуществляют:
1) Избирательная комиссия Иркутской области;
2) территориальные избирательные комиссии области, действующие в качестве территориальных комиссий опроса (далее также - территориальные комиссии опроса);
3) участковые комиссии опроса.
2. Порядок формирования Избирательной комиссии Иркутской области определяется Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации") и Законом Иркутской области от 18 июля 2008 года N 51-оз "Об Избирательной комиссии Иркутской области".
3. Территориальные избирательные комиссии области формируются в соответствии с Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", Законом Иркутской области от 11 июля 2008 года N 41-03 "О территориальных избирательных комиссиях Иркутской области".
4. Участковые комиссии опроса образуются в соответствии с Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", Законом Иркутской области от 26 октября 2005 года N 66-оз "О референдуме Иркутской области" применительно к порядку формирования участковых комиссий референдума области. Члены участковой комиссии опроса с правом совещательного голоса не назначаются. Полномочия участковой комиссии опроса прекращаются по истечении десяти дней со дня официального опубликования результатов опроса.
 
Статья 10. Полномочия комиссий, осуществляющих подготовку и проведение опроса
1. Избирательная комиссия Иркутской области;
1) обеспечивает соблюдение настоящего Закона на всей территории области;
2) координирует деятельность территориальных и участковых комиссий опроса;
3) регистрирует инициативную группу по сбору подписей в поддержку проведения опроса (далее - инициативная группа);
4) устанавливает форму регистрационного свидетельства инициативной группы и выдает его инициативной группе;
5) распределяет средства, выделенные на проведение опроса;
6) обеспечивает изготовление опросных листов и снабжение ими территориальных комиссий опроса;
7) устанавливает результаты опроса и публикует их в средствах массовой информации;
8) рассматривает жалобы (заявления) на решения и действия (бездействие) территориальных комиссий опроса;
9) осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Законом.
2. Территориальная комиссия опроса:
1) обеспечивает соблюдение настоящего Закона на соответствующей территории;
2) распоряжается денежными средствами, выделенными на подготовку и проведение опроса, и распределяет их между участковыми комиссиями опроса;
3) контролирует деятельность участковых комиссий опроса;
4) устанавливает итоги опроса по соответствующей территории, составляет протокол и сводную таблицу об итогах опроса, предусмотренные статьей 28 настоящего Закона, и направляет их в Избирательную комиссию Иркутской области;
5) обеспечивает изготовление опросных списков и снабжение ими участковых комиссий опроса;
6) рассматривает жалобы (заявления) на решения и действия (бездействие) участковых комиссий опроса;
7) осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Законом.
3. Участковая комиссия опроса:
1) обеспечивает подготовку помещения для проведения опроса, ящиков для опросных листов и другого необходимого для проведения опроса оборудования;
2) организует проведение голосования во время опроса;
3) производит подсчет голосов, устанавливает итоги опроса по участку опроса, составляет протокол об итогах опроса, предусмотренный статьей 27 настоящего Закона, и передает его в территориальную комиссию опроса;
4) рассматривает заявления (жалобы) на нарушения настоящего Закона и принимает по ним мотивированные решения;
5) осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Законом.
 
Статья 11. Организация деятельности комиссий, осуществляющих подготовку и проведение опроса
1. Организация деятельности Избирательной комиссии Иркутской области и территориальных избирательных комиссий области осуществляется в соответствии состатьей 28 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
2. Деятельность участковых комиссий опроса осуществляется коллегиально.
3. Участковая комиссия опроса правомочна приступить к осуществлению своей деятельности, если ее состав сформирован не менее чем на две трети от установленного состава.
4. Председатели участковых комиссий опроса назначаются на должность из числа их членов и освобождаются от должности территориальными комиссиями опроса.
5. Заместитель председателя участковой комиссии опроса и секретарь участковой комиссии опроса избираются тайным голосованием на ее первом заседании из числа членов участковой комиссии опроса.
6. Заседания участковой комиссии опроса созываются ее председателем по мере необходимости. Заседание также обязательно проводится по требованию не менее одной трети от установленного числа членов участковой комиссии опроса.
7. Член участковой комиссии опроса обязан присутствовать на всех заседаниях комиссии.
8. Участковая комиссия опроса по требованию любого ее члена, а также любого присутствующего на заседании члена вышестоящей комиссии, осуществляющей подготовку и проведение опроса, обязана проводить голосование по любым вопросам, входящим в ее полномочия и рассматриваемым участковой комиссией опроса на заседании в соответствии с утвержденной повесткой дня.
9. Решения участковой комиссии опроса об избрании либо об освобождении от должности заместителя председателя участковой комиссии опроса, секретаря участковой комиссии опроса, а также о внесении предложений по кандидатурам на указанные должности, о финансовом обеспечении подготовки и проведения опроса, об итогах опроса принимаются на заседании участковой комиссии опроса большинством голосов от установленного числа ее членов. Решения об освобождении от должности заместителя председателя участковой комиссии опроса, секретаря участковой комиссии опроса принимаются тайным голосованием (за исключением случая освобождения от должности по личному заявлению).
10. Решения участковой комиссии опроса по иным вопросам принимаются большинством голосов от числа присутствующих членов участковой комиссии опроса.
11. При принятии участковой комиссией опроса решения в случае равного числа голосов ее членов, поданных "за" и "против", голос председателя участковой комиссии опроса (председательствующего на заседании) является решающим.
12. Решения участковой комиссии опроса подписываются председателем участковой комиссии опроса и секретарем участковой комиссии опроса (председательствующим на заседании и секретарем заседания).
13. Члены участковой комиссии опроса, не согласные с решением участковой комиссии опроса, вправе изложить в письменной форме особое мнение, отражаемое в протоколе участковой комиссии опроса и прилагаемое к ее решению, в связи с которым это мнение изложено. Если указанное решение участковой комиссии опроса подлежит опубликованию (обнародованию), особое мнение должно быть опубликовано (обнародовано) в том же порядке, что и решение участковой комиссии опроса.
14. Государственные органы области, иные государственные органы области, государственные учреждения области, органы местного самоуправления муниципальных образований области обязаны содействовать комиссиям, осуществляющим подготовку и проведение опроса в реализации их полномочий, в том числе в предоставлении необходимых для проведения опроса помещений, транспорта, средств связи, технического оборудования, а также предоставлять сведения и материалы, давать ответы на обращения комиссий в течение пяти дней, а в случаях поступления обращений менее чем за пять дней до начала опроса и в период проведения опроса - незамедлительно.
 
Глава 3. Назначение опроса
 
Статья 12. Инициатива проведения опроса
1. Инициатива проведения опроса принадлежит:
1) Губернатору Иркутской области;
2) депутатам Законодательного Собрания Иркутской области численностью не менее одной трети от установленного числа депутатов Законодательного Собрания Иркутской области;
3) представительным органам муниципальных образований области в количестве не менее пятнадцати муниципальных образований области;
4) гражданам Российской Федерации, обладающим активным избирательным правом на выборах депутатов Законодательного Собрания Иркутской области, численностью не менее 2 000 человек.
2. Порядок реализации инициативы проведения опроса субъектами, предусмотренными пунктами 1 - 3 части 1 настоящей статьи, определяется статьей 13настоящего Закона.
3. Порядок реализации инициативы проведения опроса гражданами определяется статьями 14 - 17 настоящего Закона.
Повторная инициатива проведения опроса может быть выдвинута не ранее чем через год после выдвижения инициативы по вопросу, имеющему такую же по смыслу или содержанию формулировку.
 
Статья 13. Порядок реализации инициативы проведения опроса Губернатором Иркутской области, депутатами Законодательного Собрания Иркутской области, представительными органами муниципальных образований области
1. Выдвижение инициативы проведения опроса осуществляется субъектами, предусмотренными пунктами 1 - 3 части 1 статьи 12 настоящего Закона, путем направления предложения о проведении опроса в Законодательное Собрание Иркутской области. Предложение о проведении опроса принимается в следующем порядке:
1) Губернатором Иркутской области посредством издания указа;
2) депутатами Законодательного Собрания Иркутской области посредством подписания предложения;
3) представительными органами муниципальных образований области посредством принятия решений.
2. Предложение о проведении опроса, предусмотренное частью 1 настоящей статьи, должно содержать:
1) обоснование необходимости проведения опроса;
2) формулировку вопроса, выносимого на опрос;
3) форму опроса;
4) предполагаемый срок проведения и дату начала опроса;
5) документ, подтверждающий принятие предложения о проведении опроса, предусмотренный частью 1 настоящей статьи.
 
Статья 14. Порядок образования и регистрации инициативной группы
1. Группа граждан Российской Федерации, обладающих активным избирательным правом на выборах депутатов Законодательного Собрания Иркутской области, численностью не менее 25 человек может выступать в качестве инициативной группы.
2. Инициативная группа образуется на собрании граждан.
Инициаторы проведения собрания граждан обязаны не позднее чем за десять дней до дня проведения собрания уведомить Законодательное Собрание Иркутской области, Губернатора Иркутской области и Избирательную комиссию Иркутской области о месте и времени его проведения.
Собрание граждан по образованию инициативной группы и утверждению вопроса, выносимого на опрос, правомочно, если на нем присутствует не менее пятидесяти граждан, имеющих право на участие в опросе.
В случае принятия решения о сборе подписей для инициирования проведения опроса собрание граждан открытым голосованием избирает инициативную группу в составе не менее двадцати пяти человек, имеющих право на участие в опросе, из своего состава и утверждает формулировку вопроса, выносимого на опрос.
Собрание граждан вправе образовать лишь одну инициативную группу.
3. Инициативная группа регистрируется Избирательной комиссией Иркутской области. Для регистрации инициативной группы в Избирательную комиссию Иркутской области представляется ходатайство о регистрации инициативной группы и протокол собрания граждан, подписанный всеми участниками собрания граждан, который должен одержать следующие сведения:
1) список членов избранной инициативной группы, а также лиц, уполномоченных действовать от имени инициативной группы, с указанием фамилий, имен, отчеств, дат рождения, адресов места жительства, серии, и номера паспортов или заменяющих его документов;
2) формулировку вопроса, предлагаемого для вынесения на опрос, и данные по голосованию за нее.
4. Формулировка вопроса, выносимого на опрос, не может быть изменена после регистрации инициативной группы. Изменение формулировки вопроса, выносимого на опрос, допускается только по предложению Законодательного Собрания Иркутской области до регистрации инициативной группы в целях исправления ошибок редакционного характера, допущенных инициативной группой.
5. Избирательная комиссия Иркутской области в течение пятнадцати дней со дня поступления ходатайства о регистрации инициативной группы обязана рассмотреть ходатайство и приложенные к нему документы и принять решение:
1) в случае соответствия указанных ходатайства и документов требованиям Устава Иркутской области, настоящего Закона - о направлении их в Законодательное Собрание Иркутской области для проверки соответствия вопроса, предлагаемого для вынесения на опрос, требованиям статьи 5 настоящего Закона;
2) в противном случае - об отказе в регистрации инициативной группы.
6. Вопрос о соответствии (несоответствии) вопроса, предлагаемого для вынесения на опрос, требованиям статьи 5 настоящего Закона, рассматривается на очередном заседании Законодательного Собрания Иркутской области после поступления ходатайства о регистрации инициативной группы и приложенных к нему документов и оформляется постановлением Законодательного Собрания Иркутской области.
Постановление Законодательного Собрания Иркутской области о соответствии (несоответствии) вопроса, предлагаемого инициативной группой для вынесения на опрос, требованиям статьи 5 настоящего Закона не позднее чем через пять дней со дня принятия направляется в Избирательную комиссию Иркутской области.
Законодательное Собрание Иркутской области не позднее чем через пять дней со дня поступления в него ходатайства о регистрации инициативной группы и приложенных к нему документов обязано уведомить об этой инициативе Губернатора Иркутской области.
7. Если Законодательное Собрание Иркутской области признает, что вопрос, выносимый на опрос, отвечает требованиям статьи 5 настоящего Закона, Избирательная комиссия Иркутской области принимает решение о регистрации инициативной группы. В противном случае Избирательная комиссия Иркутской области принимает решение об отказе в регистрации инициативной группы.
8. В случае принятия решения о регистрации инициативной группы Избирательная комиссия Иркутской области не позднее трех дней со дня принятия решения о регистрации выдает представителю инициативной группы свидетельство о ее регистрации и соответствующие удостоверения членам инициативной группы, а также сообщает об этом в средства массовой информации.
Свидетельство о регистрации инициативной группы, выданное инициативной группе, действительно в течение тридцати дней.
Форма свидетельства о регистрации инициативной группы и форма удостоверения члена инициативной группы утверждаются Избирательной комиссией Иркутской области.
9. В случае отказа в регистрации инициативной группе выдается мотивированное решение Избирательной комиссии Иркутской области.
 
Статья 15. Порядок сбора подписей граждан инициативной группой
1. Поддержка инициативы проведения опроса гражданами, имеющими право на участие в опросе в соответствии со статьей 4 настоящего Закона, осуществляется посредством сбора подписей в поддержку инициативы проведения опроса,
2. Общее количество подписей граждан в поддержку инициативы о проведении опроса должно составлять не менее двух тысяч.
3. Инициативная группа вправе производить сбор подписей граждан в поддержку проведения опроса с момента получения свидетельства о регистрации.
Подписи собираются только в течение срока действия свидетельства о регистрации.
Правом сбора подписей обладают только лица, имеющие право участвовать в опросе.
4. Подписи собираются посредством внесения их в подписные листы, содержащие формулировку вопроса, выносимого на опрос. Подписные листы изготавливаются по форме, установленной в приложении к настоящему Закону.
5. Гражданин, поддерживающий инициативу проведения опроса, подписывает собственноручно подписной лист, указывая при этом свои фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте восемнадцати лет - дополнительно день и месяц рождения), адрес места жительства, номер и серию паспорта или заменяющего его документа и дату выдачи указанного документа, а также дату внесения подписи.
Сбор подписей граждан и последующая обработка персональных данных осуществляется с согласия субъектов персональных данных, полученного в соответствии с требованиями Федерального закона от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных". Участник опроса в удостоверение согласия на обработку своих персональных данных проставляет подпись в подписном листе.
Данные о гражданах (кроме подписи гражданина и даты подписания), ставящих свою подпись в поддержку инициативы проведения опроса, могут вноситься в подписной лист лицом, собирающим подписи. Указанные данные вносятся не иначе как рукописным образом. Подписной лист удостоверяется лицом, собиравшим подписи, с указанием его фамилии, имени, отчества, адреса места жительства, серии и номера паспорта или заменяющего его документа.
Применение карандашей при заполнении подписного листа не допускается.
6. Подписи могут собираться только среди участников опроса. Участие органов государственной власти области, иных государственных органов области, государственных учреждений области, органов местного самоуправления муниципальных образований области, органов управления организаций независимо от формы собственности, учреждений, членов комиссий, осуществляющих подготовку и проведение опроса в сборе подписей, равно как и принуждение участников опроса в процессе сбора подписей и их вознаграждение за внесение подписи, не допускается. Сбор подписей на рабочих местах, по месту учебы, в процессе и в местах выдачи заработной платы, пенсий, пособий, стипендий, иных социальных выплат, а также при оказании благотворительной помощи запрещается.
Нарушение этих запретов является основанием для признания недействительности собранных подписей.
7. По окончании сбора подписей граждан, но не позднее окончания срока действия свидетельства о регистрации инициативная группа составляет итоговый протокол, в котором указываются дата регистрации инициативной группы, даты начала и окончания сбора подписей, количество собранных подписей (далее - итоговый протокол).
Пронумерованные и сброшюрованные подписные листы и итоговый протокол, который подписывается уполномоченным представителем инициативной группы, направляются в Избирательную комиссию Иркутской области в целях проверки подписей, собранных в поддержку проведения опроса.
8. Если в течение срока действия свидетельства о регистрации инициативной группы необходимое количество подписей граждан не было собрано, дальнейший сбор подписей прекращается.
9. Расходы по сбору подписей граждан, включая расходы по изготовлению подписных листов, несет инициативная группа.
 
Статья 16. Порядок проверки Избирательной комиссией Иркутской области собранных инициативной группой подписей граждан в поддержку проведения опроса
1. Избирательная комиссия Иркутской области проверяет соблюдение порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверность сведений об участниках опроса и подписей участников опроса, содержащихся в подписных листах.
2. Проверке могут подлежать все представленные подписи либо часть этих подписей в количестве не менее двадцати пяти процентов подписей, отобранных для проверки посредством случайной выборки (жребия).
При проведении проверки подписей вправе присутствовать уполномоченные представители инициативной группы.
3. Избирательная комиссия Иркутской области для проведения проверки достоверности собранных подписей и соответствующих им сведений, содержащихся в подписных листах, может своим решением создавать рабочие группы из числа членов Избирательной комиссии Иркутской области, работников ее аппарата и привлеченных специалистов. К такой проверке могут привлекаться в установленном законодательством порядке эксперты из числа специалистов органов внутренних дел Российской Федерации, органов юстиции, военных комиссариатов, специализированных организаций, осуществляющих учет населения Российской Федерации, а также иных государственных органов. Заключения экспертов могут служить основанием для признания подписей в поддержку инициативы проведения опроса, содержащихся в подписных листах, недостоверными.
4. По результатам проверки достоверности подписей и сведений, содержащихся в подписных листах, подпись лица, выступившего в поддержку инициативы проведения опроса, может быть признана достоверной либо недостоверной и (или) недействительной.
5. Проверке и учету не подлежат подписи и соответствующие им сведения, содержащиеся в подписном листе, но исключенные (вычеркнутые) инициаторами проведения опроса, если это специально оговорено ими в подписном листе или в итоговом протоколе до представления подписных листов в Избирательную комиссию Иркутской области, а также подписи граждан, согласие которых на обработку их персональных данных не удостоверено их собственноручной подписью.
6. В случае, если при проверке подписных листов обнаруживается несколько подписей одного и того же лица в поддержку выдвижения одной и той же инициативы проведения опроса, достоверной считается только одна подпись, а остальные подписи считаются недействительными.
7. Недостоверными считаются подписи, выполненные от имени разных лиц одним лицом или от имени одного лица другим лицом. Подписи, выполненные указанным образом, признаются недостоверными на основании письменного заключения эксперта, привлеченного к проверке достоверности подписей в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
8. Недействительными считаются:
1) подписи лиц, собранные не в период действия свидетельства о регистрации инициативной группы;
2) подписи лиц, не обладающих правом на участие в опросе;
3) подписи лиц, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности. В этом случае подпись признается недействительной при наличии официальной справки органа внутренних дел Российской Федерации либо письменного заключения эксперта, привлеченного к проверке достоверности подписей в соответствии с частью 3 настоящей статьи;
4) подписи лиц без указания каких-либо из требуемых в соответствии с настоящим Законом сведений либо без указания даты собственноручного внесения лицом своей подписи;
5) подписи лиц, данные о которых внесены в подписной лист нерукописным способом или карандашом;
6) подписи лиц с исправлениями в датах их внесения в подписной лист, если эти исправления специально не оговорены этими лицами, а также подписи лиц, даты внесения которых проставлены ими несобственноручно;
7) подписи лиц с исправлениями в соответствующих этим подписям сведениях о лице, поддерживающем инициативу проведения опроса, если эти исправления специально не оговорены этими лицами или лицами, заверяющими подписные листы;
8) все подписи в подписном листе в случае, если подписной лист не заверен собственноручной подписью лица, осуществлявшего сбор подписей, и уполномоченного представителя инициативной группы, либо если хотя бы одна из этих подписей недостоверна, либо если не указана или не внесена собственноручно хотя бы одна из дат заверения подписного листа, либо если в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей, и (или) в дате внесения подписи указанным лицом и (или) уполномоченным представителем инициативной группы имеются исправления, специально не оговоренные лицом, осуществлявшим сбор подписей, и (или) уполномоченным представителем инициативной группы, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей, и (или) об уполномоченном представителе инициативной группы указаны неполно либо не соответствуют действительности, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей, не внесены им собственноручно;
9) подписи, собранные с участием органов государственной власти области, иных государственных органов области, государственных учреждений области, органов местного самоуправления муниципальных образований области, органов управления организаций независимо от формы собственности, учреждений, членов комиссий опроса с правом решающего голоса, либо с принуждением граждан, имеющих право на участие в опросе, в процессе сбора представленных подписей, либо с вознаграждением граждан, имеющих право на участие в опросе, за внесение представленных подписей, либо на рабочих местах, по месту учебы, в процессе и в местах выдачи заработной платы, пенсий, пособий, стипендий, иных социальных выплат, а также при оказании благотворительной помощи;
10) подписи лиц, если сведения о них внесены в подписной лист не самостоятельно, и не лицом, осуществлявшим сбор подписей, внесенных в этот подписной лист, - на основании письменного заключения эксперта, привлеченного к проверке достоверности подписей в соответствии с частью 3 настоящей статьи;
11) все подписи в подписном листе, изготовленном с несоблюдением требований, установленных приложением к настоящему Закону.
9. Не могут служить основанием для признания недействительной подписи лица, подписавшегося в поддержку инициативы п