Официально

Устав Иркутской области от 27.12.2008

Устав (Основной закон) Иркутской области

 

Устав Иркутской области
Принят постановлением Законодательного собрания Иркутской области от 19 января 1995 года № 8/1-ЗС
(в ред. Законов Иркутской области от 03.01.1996 № 3–оз,
от 09.09.1996 № 43–оз, от 14.12.1996 № 54–оз,
от 28.07.1998 № 26–оз, от 07.12.1998 № 55–оз,
от 16.04.2001 № 18–оз)
Глава 1.
Основы государственно-правового устройства области
Глава 2.
Собственность, финансы, бюджет и налоги области
Глава 3.
Основы административно-территориального устройства области
Глава 4.
Нормативно-правовая система области
Глава 5.
Законодательная власть области
Глава 6.
Губернатор области. Исполнительная власть области
Глава 7.
Местное самоуправление в области
Глава 8.
Государственная защита Устава области
Глава 9.
Пересмотр и внесение поправок в Устав области. Толкование Устава области
Глава 10.
Заключительные и переходные положения
Законодательное собрание Иркутской области, проявляя уважение к истории, традициям и культуре народов, проживающих в области, утверждая права и свободу человека как высшие ценности, исходя из принципа равноправия субъектов Российской Федерации и необходимости сохранения целостности Российского государства, стремясь укрепить межнациональное согласие, доверие и взаимопонимание в области, учитывая планетарное значение озера Байкал, уникальные природные богатства области и необходимость их рационального использования, признавая необходимость закрепления государственно-правового статуса области и создания правовой основы для ее всестороннего развития, в интересах всего населения области и будущих поколений ее жителей принимает в соответствии с Конституцией Российской Федерации настоящий устав.
 
Глава 1. Основы государственно-правового устройства области
Статья 1. Статус области
1. Область – равноправный субъект Российской Федерации. Территория области является частью единой территории Российской Федерации.
2. Статус области определяется Конституцией Российской Федерации и настоящим Уставом.
(в ред. Закона Иркутской области от 16.04.2001 № 18–оз)
3. Изменение статуса области производится в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным Конституционным законом. Статус области не может быть изменен без ее согласия, выраженного населением области путем областного референдума.
4. Конституция Российской Федерации, федеральные законы подлежат государственной защите на территории области.
(п. 4 доп. – Закон Иркутской области от 16.04.2001 № 18–оз)
Статья 2. Права и свободы человека и гражданина
1. Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. В области обеспечиваются права и свободы человека и гражданина в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, Конституцией Российской Федерации. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина являются обязанностью органов государственной власти области.
2. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только Федеральным Законом в порядке, предусмотренном Конституцией Российской Федерации.
3. Равноправие граждан на территории области обеспечивается независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, должностного и социального положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
4. В области в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации гарантируются права коренных малочисленных народов.
(в ред. Закона Иркутской области от 16.04.2001 № 18–оз)
Статья 3. Народовластие
1. Единственным источником власти в области как в субъекте Российской Федерации является многонациональный народ Российской Федерации.
Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.
(п. 1 в ред. Закона Иркутской области от 16.04.2001 № 18–оз)
2. Высшим и непосредственным выражением народовластия в области являются областной и местные референдумы и свободные выборы в органы государственной власти и органы местного самоуправления.
3. Областной референдум – голосование граждан Российской Федерации, постоянно или преимущественно проживающих на территории области, по важным вопросам государственного значения, которое проводится в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, настоящим Уставом, законом области.
Местный референдум – голосование граждан Российской Федерации, постоянно или преимущественно проживающих в границах одного или нескольких муниципальных образований, по важным вопросам местного значения, которое проводится в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, настоящим Уставом, законом области, а также уставами муниципальных образований.
(в ред. Закона Иркутской области от 07.12.1998 № 55–оз)
4. Выборы проводятся на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании. Участие гражданина в выборах является добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина с целью принудить его к участию или неучастию в выборах, а также на его свободное волеизъявление.
5. В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждому обеспечивается право на получение достоверной информации по всем вопросам жизни общества, кроме сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну.
(в ред. Закона Иркутской области от 16.04.2001 № 18–оз)
Статья 4. Государственная власть области
1. Деятельность органов государственной власти области осуществляется в соответствии с принципами, закрепленными в Конституции Российской Федерации, федеральных законах, настоящем Уставе и принимаемых в соответствии с ними законах области.
2. Государственную власть в области осуществляют Губернатор, Законодательное собрание, возглавляемая Губернатором администрация, Уставный суд и мировые судьи области.
Органы законодательной, исполнительной и судебной власти области самостоятельны.
3. Полномочия органов государственной власти области устанавливаются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, настоящим Уставом и законами области и могут быть изменены только путем внесения соответствующих поправок в Конституцию Российской Федерации и (или) пересмотра ее положений, принятия новых федеральных законов, Устава и законов области либо путем внесения соответствующих изменений и (или) дополнений в указанные действующие акты.
4. Органы государственной власти области несут ответственность за нарушение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов и федеральных законов, а также обеспечивают соответствие Конституции Российской Федерации федеральным конституционным законам и федеральным законам настоящего Устава, законов области, иных принимаемых ими нормативных правовых актов, а также осуществляемой ими деятельности.
В случае принятия органами государственной власти области нормативных правовых актов, противоречащих Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам и федеральным законам и повлекших за собой массовые и грубые нарушения прав и свобод человека и гражданина, угрозу единству и территориальной целостности Российской Федерации, национальной безопасности Российской Федерации и ее обороноспособности, единству правового и экономического пространства Российской Федерации, органы государственной власти области несут ответственность в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным законом.
5. Органы государственной власти области несут ответственность перед населением области за ненадлежащее выполнение своих полномочий.
(ст. 4 в ред. Закона Иркутской области от 16.04.2001 № 18–оз)
Статья 5. Предметы ведения и полномочия области
1. Вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации область обладает всей полнотой государственной власти.
В ведении области находятся:
(в ред. Закона Иркутской области от 16.04.2001 № 18–оз)
а) принятие и изменение Устава области и законов области;
б) согласование изменения статуса и территории области в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством;
(в ред. Закона Иркутской области от 07.12.1998 № 55–оз)
в) административно-территориальное устройство области;
г) установление системы органов государственной власти области в соответствии с общими принципами, закрепленными Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом; формирование органов государственной власти области;
(в ред. Закона Иркутской области от 16.04.2001 № 18–оз)
д) областная государственная собственность;
е) областной бюджет, областные налоги, сборы и иные платежи;
(в ред. Закона Иркутской области от 16.04.2001 № 18–оз)
ж) областная государственная политика цен;
з) областные программы экономического, экологического, научно-технического, социального, культурного развития области;
(в ред. Закона Иркутской области от 16.04.2001 № 18–оз)
и) областные энергетические и иные системы жизнеобеспечения, транспорт, информация, связь области; к) межрегиональные связи области;
л) областная государственная служба;
м) награды и почетные звания области;
н) иные вопросы, находящиеся вне пределов ведения Российской Федерации и ее полномочий по предметам совместного ведения с субъектами Российской Федерации.
2. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами принимаются законы области и иные областные нормативные правовые акты.
(в ред. Закона Иркутской области от 16.04.2001 № 18–оз)
До издания соответствующих федеральных законов по вопросам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов область вправе осуществлять по этим вопросам собственное правовое регулирование.
После принятия соответствующего федерального закона законы области и иные областные нормативные правовые акты приводятся в соответствие с принятым федеральным законом.
(часть 3 доп. – Закон Иркутской области от 16.04.2001 № 18–оз)
Статья 6. Отношение Иркутской области с Усть-Ордынским Бурятским автономным округом
1. Усть-Ордынский Бурятский автономный округ является субъектом Российской Федерации и входит в Иркутскую область.
2. Область строит свои взаимоотношения с Усть-Ордынским Бурятским автономным округом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Уставом Иркутской области, договорами (соглашениями) между органами государственной власти Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа.
3. Граждане, постоянно или преимущественно проживающие на территории Усть-Ордынского Бурятского автономного округа, принимают участие в выборах депутатов Законодательного собрания и Губернатора.
(в ред. Закона Иркутской области от 07.12.1998 № 55–оз)
Статья 7. Государственный язык в области. Символика области. День области
1. Государственным языком в области в соответствии с Конституцией Российской Федерации является русский язык.
2. Область имеет свой герб и флаг. Описание и порядок использования официальной символики области определяется законом области.
3. Дата принятия Указа Президиума Верховного Совета СССР от 26 сентября 1937 г. об образовании Иркутской области считается Днем Иркутской области. День Иркутской области отмечается во второе воскресенье октября.
(в ред. Закона Иркутской области от 28.07.1998 № 26–оз)
 
Глава 2. Собственность, финансы, бюджет и налоги области
Статья 8. Отношения собственности
1. Экономической основой области являются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.
2. Все формы собственности на территории области обеспечиваются равной правовой защитой.
3. Правомочия собственника, а также порядок возникновения и прекращения права собственности определяются федеральным законодательством.
4. Вопросы размещения предприятий всех форм собственности, их реконструкция и расширение на территории области, рационального использования природных ресурсов, охраны окружающей среды решаются органами исполнительной власти области и органами местного самоуправления в соответствии с их компетенцией и в порядке, установленном законодательством.
Статья 9. Государственная собственность в области
(в ред. Закона Иркутской области от 16.04.2001 № 18–оз)
1. Государственная собственность на территории области выступает в виде федеральной, областной собственности, собственности Усть-Ордынского Бурятского автономного округа, собственности иных субъектов Российской Федерации.
(ч. 2 п. 1 искл. – Закон Иркутской области от 07.12.1998 № 55–оз)
2. В государственной собственности области находится имущество и иные объекты, обеспечивающие самостоятельность области как субъекта Российской Федерации.
3. Разграничение государственной собственности на федеральную и областную осуществляется федеральными и областными органами государственной власти совместно в соответствии с законодательством.
4. Государственная собственность области формируется любыми не запрещенными законодательством Российской Федерации способами.
5. Владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в государственной собственности, осуществляется органами государственной власти в области в порядке, установленном законодательством.
6. Органы государственной власти по отношению к предприятиям и организациям федеральной собственности в установленном порядке области осуществляют контроль за эффективным размещением объектов социальной сферы, исполнением законодательства о рациональном использовании природных ресурсов, охране окружающей среды и социальной защите населения.
(в ред. Закона Иркутской области от 16.04.2001 № 18–оз)
Органы государственной власти области участвуют в управлении объектами федеральной собственности в порядке, определенном федеральным и областным законодательством.
(в ред. Закона Иркутской области от 07.12.1998 № 55–оз)
Статья 10. Природные ресурсы
1. Земля и ее недра, растительный и животный мир, другие природные ресурсы используются и охраняются как основа жизни и деятельности населения области.
2. Правовой режим природных ресурсов, расположенных на территории области, определяется федеральными законами и законами области, принимаемыми на основе установленного Конституцией Российской Федерации разграничения предметов ведения между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации.
(в ред. Закона Иркутской области от 16.04.2001 № 18–оз)
Статья 11. Областные финансовые ресурсы
1. Областные финансовые ресурсы находятся в ведении органов государственной власти области и состоят из налоговых и неналоговых видов доходов, а также безвозмездных перечислений в областной бюджет.
2. Использование областных финансовых ресурсов на финансирование расходов, совместно финансируемых из федерального, областного и местных бюджетов, осуществляется в случаях и порядке, предусмотренных бюджетным законодательством.
(ст. 11 в ред. Закона Иркутской области от 16.04.2001 № 18–оз)
(ст. 12 искл. – Закон Иркутской области от 16.04.2001 № 18–оз)
Статья 13. Областной бюджет и консолидированный бюджет области
1. Областной бюджет представляет собой форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения области как субъекта Российской Федерации.
2. Областной бюджет и свод местных бюджетов составляют консолидированный бюджет области.
(ст. 13 в ред. Закона Иркутской области от 16.04.2001 № 18–оз)
(ст. 14 искл. – Закон Иркутской области от 16.04.2001 № 18–оз)
Статья 15. Налогообложение в области
Установление и отмена областных налогов и сборов осуществляются областью самостоятельно в соответствии с налоговым законодательством.
(ст. 15 в ред. Закона Иркутской области от 16.04.2001 № 18–оз)
 
Глава 3. Основы административно-территориального устройства области
Статья 16. Административно-территориальное устройство области
1. Административно-территориальное устройство есть территориальная организация области путем деления ее территории на части – административно-территориальные образования, представляющие единую систему, с целью оптимальной организации государственного управления.
2. Административно-территориальное устройство области основывается на следующих принципах:
– учета исторически сложившейся системы расселения населения и тенденций ее развития;
– учета географического положения, размера территории, численности ее населения;
– социально-экономического единства территории;
– содействия рациональному использованию природных ресурсов и развитию социально-экономического потенциала территории;
– учета границ муниципальных образований при установлении и изменении административно-территориальных границ;
– учета исторических, национальных и иных местных традиций.
3. Органы государственной власти области самостоятельно решают вопросы административно-территориального устройства области в соответствии с федеральным и областным законодательством.
4. При возникновении споров по вопросам административно-территориального устройства области и невозможности разрешения их на основе согласительных процедур решение принимается в судебном порядке.
(ст. 16 в ред. Закона Иркутской области от 07.12.1998 № 55–оз)
Статья 17. Административно-территориальные образования в области
1. Административно-территориальными образованиями в области являются поселения, объединения поселений, части поселений.
Виды и статус административно-территориальных образований определяются законом области.
2. Образование, преобразование и упразднение административно-территориальных образований, установление и изменение их границ и наименований осуществляются в порядке, предусмотренном законом области.
(ст. 17 в ред. Закона Иркутской области от 07.12.1998 № 55–оз)
Статья 18. Усть-Ордынский Бурятский автономный округ и административно-территориальное устройство Иркутской области
1. Усть-Ордынский Бурятский автономный округ определяет вопросы территориальных взаимоотношений с областью на основе Договора с Иркутской областью и в соответствии с федеральным законом.
2. Вопросы собственного административно-территориального устройства Усть-Ордынский Бурятский автономный округ решает самостоятельно.
Статья 19. Областной центр Иркутской области
1. Областным центром Иркутской области является город Иркутск.
Областной центр является местом нахождения областных органов государственной власти и территориальных органов федеральных органов государственной власти.
2. Статус областного центра, его взаимоотношения с областью, механизм компенсации городу Иркутску дополнительных затрат, связанных с осуществлением им функций областного центра, устанавливаются законом области.
(ст. 19 в ред. Закона Иркутской области от 07.12.1998 № 55–оз)
 
Глава 4. Нормативно-правовая система области
Статья 20. Понятие нормативно-правовой системы области
1. Нормативно-правовую систему области образуют Устав области, областные законы и иные нормативные правовые акты областных органов государственной власти и органов местного самоуправления области, договоры и соглашения области.
(в ред. Закона Иркутской области от 07.12.1998 № 55–оз)
Нормативно-правовая система области является частью нормативно-правовой системы Российской Федерации.
2. Законы и иные областные нормативные правовые акты издаются по вопросам совместного ведения Российской Федерации и области в соответствии и в развитии федерального законодательства, принятого в пределах полномочий Российской Федерации.
(в ред. Закона Иркутской области от 16.04.2001 № 18–оз)
Законы и иные нормативные правовые акты области по вопросам исключительного ведения области принимаются областными органами государственной власти самостоятельно.
3. Устав области, законы области и иные областные нормативные правовые акты, нормативные правовые акты органов местного самоуправления подлежат государственной защите на территории области в соответствии с федеральным и областным законодательством.
(в ред. Закона Иркутской области от 07.12.1998 № 55–оз)
Статья 21. Устав области. Законы области
1. Устав области является конституционным актом области, определяющим основы жизнедеятельности и развития области.
2. Законы области принимаются в соответствии и в развитии Устава области и регламентируют важнейшие сферы жизнедеятельности области.
3. Порядок подготовки и принятия Устава области и законов области определяются Уставом и законодательством области.
Статья 22. Иные областные нормативные правовые акты
1. Иные нормативные правовые акты области, издаваемые Законодательным собранием, Губернатором, заместителями главы администрации области, структурными подразделениями администрации области, входят в единую нормативно-правовую систему области и принимаются в соответствии и в развитии федерального и областного законодательства.
Иные областные нормативные правовые акты области не должны противоречить Уставу и законам области. В случае противоречия действуют законы области.
2. Виды областных нормативных правовых актов области устанавливаются Уставом и Законом области.
Статья 23. Нормативные правовые акты местного самоуправления
1. Нормативные правовые акты местного самоуправления являются составной частью единой нормативно-правовой системы области.
2. Нормативные правовые акты органов местного самоуправления принимаются в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными и областными законами.
(в ред. Закона Иркутской области от 07.12.1998 № 55–оз)
 
Глава 5. Законодательная власть области
Статья 24. Законодательное собрание области
1. Законодательное собрание области является постоянно действующим высшим и единственным однопалатным законодательным и представительным органом государственной власти области.
(в ред. Закона Иркутской области от 16.04.2001 № 18–оз)
2. Законодательное собрание состоит из 45 депутатов и избирается гражданами Российской Федерации, постоянно или преимущественно проживающими в области, на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на 4 года.
(в ред. Закона Иркутской области от 07.12.1998 № 55–оз)
3. Депутатом Законодательного собрания может быть избран гражданин Российской Федерации, обладающий в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральным законом, настоящим Уставом и законом области пассивным избирательным правом.
(в ред. Закона Иркутской области от 16.04.2001 № 18–оз)
4. Порядок выборов депутатов Законодательного собрания устанавливается законом области в соответствии с федеральными законами и Уставом области.
(в ред. Закона Иркутской области от 07.12.1998 № 55–оз)
5. Полномочия Законодательного собрания прежнего созыва прекращаются с момента начала работы первой сессии Законодательного собрания нового созыва.
(п. 5 доп. – Закон Иркутской области от 16.04.2001 № 18–оз)
6. Законодательное собрание обладает правами юридического лица, имеет гербовую печать.
(п. 6 доп. – Закон Иркутской области от 16.04.2001 № 18–оз)
Статья 25. Организация деятельности Законодательного собрания
(п. 1 искл. – Закон Иркутской области от 16.04.2001 № 18–оз)
1. Законодательное собрание на свое первое, после выборов, заседание созывается председателем избирательной комиссии области прежнего созыва не позднее 20 дней после избрания не менее двух третей от установленного числа депутатов Законодательного собрания. Губернатор вправе созвать Законодательное собрание нового созыва на первое заседание ранее указанного срока.
(в ред. Закона Иркутской области от 16.04.2001 № 18–оз)
Первое заседание Законодательного собрания открывает председатель Региональной избирательной комиссии и ведет его до избрания председателя Законодательного собрания или председательствующего на заседании из числа депутатов Законодательного собрания.
(п. 1 в ред. Закона Иркутской области от 16.04.2001 № 18–оз)
2. Основной организационной формой деятельности Законодательного собрания являются сессии, состоящие из заседаний Законодательного собрания и проводимых между ними заседаний его комитетов и комиссий, публичных депутатских слушаний.
Сессии Законодательного собрания проводятся не реже двух раз в квартал. Сессия Законодательного собрания правомочна при участии в ее работе не менее двух третей от установленного числа депутатов Законодательного собрания.
Сессии законодательного собрания созываются председателем Законодательного собрания. В случае отсутствия установленного кворума Председатель Законодательного собрания повторно созывает сессию не ранее чем через 10 и не позднее чем через 20 дней.
Внеочередная сессия Законодательного собрания созывается по требованию не менее одной трети депутатов Законодательного собрания либо по требованию Губернатора, либо по требованию не менее двух третей органов местного самоуправления.
(в ред. Закона Иркутской области от 16.04.2001 № 18–оз)
3. Для ведения заседаний Законодательного собрания и осуществления внутриорганизационных полномочий Законодательное собрание избирает председателя Законодательного собрания и его заместителей.
Председатель Законодательного собрания и его заместители подотчетны Законодательному собранию и могут быть им освобождены от должности.
(в ред. Закона Иркутской области от 16.04.2001 № 18–оз)
4. Законодательное собрание для предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, отнесенных к его ведению, образует из числа депутатов постоянные комитеты и комиссии.
Законодательное собрание в целях реализации своих полномочий может образовывать временные комиссии и рабочие группы.
(в ред. Закона Иркутской области от 16.04.2001 № 18–оз)
5. Основы организации и деятельности Законодательного собрания устанавливаются законом области.
Порядок деятельности Законодательного собрания определяется его Регламентом, принимаемым Законодательным собранием, в форме постановления.
(в ред. Закона Иркутской области от 16.04.2001 № 18–оз)
Статья 26. Полномочия Законодательного собрания
1. Законодательное собрание:
а) принимает Устав области и поправки к нему;
б) принимает законы области по предметам ведения области как субъекта Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в пределах полномочий области;
в) в пределах и формах, установленных настоящим Уставом и законами области, наряду с другими уполномоченными на то государственными органами осуществляет контроль:
– за соблюдением и исполнением законов области;
– за исполнением областного бюджета;
– за соблюдением установленного порядка распоряжения собственностью области;
г) осуществляет иные полномочия, установленные Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, настоящим Уставом и законами области.
2. Законом области:
а) утверждается областной бюджет и отчет о его исполнении, представленные Губернатором;
б) в соответствии с настоящим Уставом устанавливаются основы организации и деятельности Законодательного собрания;
в) определяются основы организации и деятельности администрации области;
г) в пределах полномочий области определяется порядок деятельности органов местного самоуправления;
д) устанавливается порядок проведения выборов депутатов Законодательного собрания;
е) устанавливается порядок проведения выборов Губернатора;
ж) устанавливается порядок проведения выборов в органы местного самоуправления на территории области;
з) утверждаются программы социально-экономического развития области, представленные Губернатором;
и) устанавливаются налоги и сборы, установление которых отнесено федеральным законом к ведению области, а также определяется порядок их взимания;
к) утверждаются бюджеты государственных территориальных внебюджетных фондов; утверждаются отчеты об исполнении бюджетов государственных территориальных внебюджетных фондов;
л) устанавливается порядок управления и распоряжения собственностью области, в том числе долями (паями, акциями) области в капиталах хозяйственных обществ, товариществ и юридических лиц иных организационно-правовых форм;
м) определяются порядок и условия заключения, вступления в силу, исполнения и прекращения договоров и соглашений, заключаемых от имени области; утверждается заключение и расторжение договоров области;
н) устанавливается порядок назначения и проведения областного референдума;
о) устанавливается административно-территориальное устройство области и порядок его изменения;
п) утверждается схема управления областью, определяется структура администрации области;
р) регулируются иные вопросы, относящиеся в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, настоящим Уставом и законами области к ведению и полномочиям области как субъекта Российской Федерации.
3. Постановлением Законодательного собрания:
а) принимается Регламент Законодательного собрания, определяющий порядок его деятельности;
б) в соответствии с федеральным законом оформляется решение об избрании члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от Законодательного собрания;
в) назначается дата выборов в Законодательное собрание, а также дата выборов Губернатора;
г) в случаях, предусмотренных законом области, назначается областной референдум;
д) утверждается соглашение об изменении границ области;
е) оформляется законодательная инициатива Законодательного собрания в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации;
ж) по представлению Губернатора назначаются на должности судьи Уставного суда области и мировые судьи области;
з) по представлению Губернатора согласовывается назначение на должность первого заместителя главы администрации области;
и) совместно с Губернатором согласовывается назначение на должность прокурора области, а также назначение на должность и освобождение от должности начальника Управления Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в Иркутской области;
к) согласовывается назначение на должность руководителей территориальных органов исполнительной власти в случаях, предусмотренных федеральным законом;
л) назначается на должности и освобождается от должностей половина членов Избирательной комиссии области;
м) назначаются на должности и освобождаются от должностей аудиторы Контрольно-счетной палаты области;
н) принимается решение о самороспуске Законодательного собрания;
о) принимается отставка Губернатора; констатируется досрочное прекращение полномочий Губернатора по иным основаниям;
п) оформляется решение о недоверии (доверии) Губернатору по основаниям, установленным федеральным законом;
р) оформляется решение о выражении недоверия первому заместителю главы администрации области;
с) оформляются обращения в суды;
т) оформляются иные решения по вопросам, отнесенным Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Уставом и законами области к ведению Законодательного собрания.
4. Законодательное собрание вправе принимать обращения, заявления, декларации и иные акты.
5. Законодательное собрание самостоятельно решает все вопросы, отнесенные Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, настоящим Уставом и законами области к его компетенции. Иные органы не вправе принимать к рассмотрению вопросы, отнесенные к компетенции Законодательного собрания.
(ст. 26 в ред. Закона Иркутской области от 16.04.2001 № 18–оз)
Статья 27. Принятие законов области и постановлений Законодательного собрания
(в ред. Закона Иркутской области от 16.04.2001 № 18–оз)
1. Право законодательной инициативы в Законодательном собрании принадлежит Губернатору, депутатам Законодательного собрания, Думе Усть-Ордынского Бурятского автономного округа, главам муниципальных образований, представительным органам местного самоуправления, прокурору области, а также Уставному суду, областному суду, арбитражному суду, Избирательной комиссии области, областному объединению профсоюзов в лице его выборных органов (конференции, совета объединения) по вопросам их ведения.
(в ред. Закона Иркутской области от 16.04.2001 № 18–оз)
Законопроекты, внесенные Губернатором, по его предложению рассматриваются Законодательным собранием в первоочередном порядке.
(в ред. Закона Иркутской области от 16.04.2001 № 18–оз)
Проекты законов области могут быть внесены в порядке народной законотворческой инициативы, осуществляемой в соответствии с законом области.
Проекты законов, исходящие от государственных и общественных органов, не обладающих правом законодательной инициативы, или от граждан, могут быть внесены в Законодательное собрание через государственные органы и лица, которые обладают правом законодательной инициативы.
Проекты