Новости политики/экономики
08:00
25.02
По предварительным прогнозам, в марте температура будет теплее обычного на 1-3 градуса.
18:13
19.02
За 2020 год отремонтировано около 5,8 тысячи многоквартирных домов или 85% от плана.
16:20
19.02
Он подозревается в мошенничестве в особо крупном размере.
15:00
19.02
История с переездом длится уже три года.
15:04
09.02
Речь шла об эффективной системе безопасности объектов энергетики.
06:59
02.02
А вместе с ним и целая политическая эпоха.
17:18
28.01
Новости банка ВТБ.
17:36
26.01
Андрей Травников не стеснялся в выражениях.

Лидеры золотодобывающей отрасли бьют тревогу по поводу ситуации с ОЗУ

Лидеры золотодобывающей отрасли бьют тревогу по поводу ситуации с ОЗУ

(06.11.2020 18:28) Это может поставить крест на россыпной золотодобыче в восточной России.

Россия, 6 ноября - Сибинфо. Как оказалось, по экономике России бьёт не только пандемия новой коронавирусной инфекцией COVID-19. Ещё и ситуация с особо защитными участками леса (ОЗУ) ставит крест на россыпной золотодобыче в восточной России, сообщает сетевое издание NEDRADV.

Но выход есть, так как в настощяее время появилась возможность без лишних бюрократических проволочек решить эту проблему. Золотодобытчики предлагают внести поправки в распоряжение Правительства РФ № 849-р (в части ОЗУ) и привести этот подзаконный акт в соответствие с нормами российских законов.

Сокращение золотодобычи

Для начала - показательный момент. Председатель Союза старателей России (в это объединение входит множество отраслевых предприятий) Виктор Таракановский обратился в Госдуму РФ с просьбой устранить правовую коллизию, связанную с ОЗУ, что позволит "увеличить добычу золота в стране на 25-30 %".

По оценке недропользоваталей, в этом случае "бюджетная система России может получать дополнительные 15 миллиардов рублей налогов на добычу полезных ископаемых ежегодно".

Виктор Таракановский"Увеличение же добычи золота позволит поддержать экспортную торговлю данным драгоценным металлом, что в условиях нестабильных цен на углеводороды и снижения курса российской валюты позволит компенсировать часть выпадающих от экспорта углеводородного сырья доходов", - сказал Виктор Таракановский.

Также Таракановский уверен, что решать проблему с особо защитными участками леса необходимо, так как "нельзя допустить ликвидации золотодобывающих предприятий, которые дают стране более 80 тонн драгоценного металла в год, нельзя допустить сокращения нескольких десятков тысяч рабочих мест".

Сегодня есть опасность "ухудшения социально-экономического положения жителей золотодобывающих посёлков нашей страны, особенно в Дальневосточном регионе. Завершается письмо (это крайне важный момент. - Ред.) словами: "Просим вас оказать содействие в корректировке распоряжения Правительства Российской Федерации".

О том, что же это за распоряжение и почему его нужно корректировать - чуть позже. Пока же, если в нескольких словах перефразировать обращение российских старателей, получается следующее: сложившаяся ситуация угрожает не только золотодобывающей отрасли, но и интересам государства в целом. Без работы могут остаться десятки тысяч дальневосточников из тех населённых пунктов, где, кроме артелей, нет никаких предприятий, поэтому их ликвидация чревата социальным взрывом.

Бег по кругу

Ситуация с ОЗУ болезненна для государства, и для отрасли, и для жителей ДФО? А истина, как обычно, в деталях. Если коротко - любое золотодобывающее предприятие добывает металл на основании лицензий, которые приобретаются на аукционах за десятки, а порой и сотни миллионов рублей.

Причём не менее важно, что этот документ даёт не только право на золотодобычу, но и прямо обязует старателей вести отраслевую деятельность. В противном случае надзорные ведомства могут обвинить недропользователя в нарушении лицензионного соглашения и отобрать у него лицензию. Такие случаи не редкость.

При этом в самой лицензии не обозначено никаких ограничений по территориальному признаку. То есть раз государство продало этот документ, значит, оно гарантирует, что работать можно беспрепятственно. С соблюдением норм закона, разумеется, но ни о каких стоп-факторах, связанных с особо защитными участками леса, там и речи не идёт. Нет их ни в Лесном, ни в Водном кодексах Российской Федерации. А ведь именно кодексы - это основные правоустанавливающие документы. Не прописаны ОЗУшные запреты и в ФЗ "О недрах". Казалось бы, какие могут быть ограничения, связанные с ОЗУ?

А вот какие: в 2013 году Правительство РФ приняло распоряжение № 849-р "О перечне объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры для защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов". И только в этом документе содержался запрет на добычу золота в долинах рек на основании того, что она ведётся на территории ОЗУ. Это фактически ставит крест как на россыпной, так и на дражной добыче, ведь металл в пустыне не добывается.


Как уж появилось на свет это правительственное распоряжение, кто его готовил, а самое главное, кто лоббировал, сейчас уже не столь важно. Суть в другом: на основании документа, который явно противоречит Лесному кодексу РФ, Водному кодексу РФ, ФЗ "О недрах" и множеству других ключевых нормативных актов, недропользователям не дают нормально работать. Кроме того, есть в этой связи и другие проблемы, о чём как раз и говорил Виктор Таракановский.

Проблемные вопросы

Для решения проблемных вопросов, связанных с нормативно-правовыми актами, требуется вносить изменения или дополнения в эти нормативно-правовые акты. Как говорится, банально, но факт. А что делать в случае с ОЗУ? На этот вопрос мы попросили ответить заместителя председателя Союза старателей России Павла Луняшина:

"Ни в Лесном и Водном кодексах, ни в ФЗ "О недрах", ни в других федеральных законах ничего менять не нужно, поскольку ни в одном из них об ограничениях, связанных с ОЗУ, и слова нет. Так что не надо огород городить - всё дело только в распоряжении правительства № 849-р. Я уже как-то говорил в интервью вашей газете, что в этом документе допускается ведение отраслевой деятельности (фактически на территории ОЗУ) для нефтегазовых компаний. Интересная избирательность, не правда ли? Очень показательная. Но, увы, у золотопромышленников нет таких лоббистских возможностей. А проблема есть. Поэтому выход из проблемной ситуации на поверхности - внести дополнение в распоряжение Правительства РФ № 849-р, в котором следует приравнять золотодобытчиков к представителям нефтегазовой отрасли и, соответственно, разрешить им работать на территории ОЗУ, в рамках лицензий. По сути, в документе достаточно заменить всего несколько слов и чётко прописать возможность работы недропользователей "на особо защитных участках лесов". И всё! Проблема будет решена. Соответственно, страна получит дополнительные объёмы золота, а государство - дополнительные же налоговые поступления. Также хотелось бы подчеркнуть крайне важный момент — внести изменения в распоряжение правительства довольно просто. По крайней мере, значительно проще, чем менять тот же Лесной кодекс РФ. Ну а польза для всех очевидна", - резюмирует Луняшин.

Формат закона

Ситуация с ОЗУ актуальна не только в Забайкалье, но и для всех дальневосточных недропользователей. Например, генеральный директор ООО "Россыпи Дальнего Востока" (Хабаровский край) Валерий Степаненко обозначил суть вещей следующим образом:

"Мне совершенно непонятно, как распоряжение правительства по своему правовому статусу может стоять над Лесным кодексом РФ, над Водным кодексом РФ, над ФЗ "О недрах"? Это же нонсенс! Любое распоряжение или постановление - всего лишь подзаконный акт, но в случае с особо защитными участками леса он приобрёл формат закона. И факт остаётся фактом - из-за ОЗУ работать мы не можем. Приведу в качестве примера непосредственно наше предприятие. Лицензионный участок ООО "Россыпи Дальнего Востока" на 70% входит в ОЗУ - так получилось. И уже почти год мы не можем оформить соответствующую документацию на вырубку леса для начала добычных работ. То есть не можем получить обязательную в таких случаях лесную декларацию, поскольку департамент лесного хозяйства Хабаровского края нам её не выдаёт как раз со ссылкой на ОЗУ. В итоге мы решили все правовые вопросы, связанные с землёй, однако начать вырубку леса не можем - нет у нас таких прав. Вот и получается - лицензия на руках, документооборот в порядке, а работать возможности не имеем. Абсурд! Да и отрабатывать 30% лицензионной площади, не вошедшей в ОЗУ, у нас также не получится по техническим причинам - лицензионный участок не по линейке "нарисован". Это всё равно что надеть правый ботинок и выйти из дома без левого. Так что ситуация с особо защитными участками леса требует незамедлительного решения. В первую очередь в части изменений в распоряжение правительства № 849-р. Этот нормативный акт должен быть приведен в соответствие с Лесным кодексом РФ. Думаю, при определённых усилиях и государственной воле изменения могут быть внесены достаточно оперативно", - уверен Валерий Степаненко.

Добавим от себя: с аналогичными проблемами сталкиваются многие отраслевые компании. Мы публиковали десятки статей, в которых об этом рассказывали специалисты таких предприятий, как ООО «Восточная ГРЭ», ПАО «Ксеньевский прииск», ООО ПК «Кварц», ООО «Газимур», ООО «Россыпи Дальнего Востока»… Перечень можно продолжить.

Между тем ОЗУ и ныне там. Хотя решение лежит на поверхности - изменение в распоряжение правительства № 849-р, которое может состоять всего из нескольких слов, прямо разрешающих недропользователям работать «в особо защитных участках леса». Да, Лесной кодекс также не совершенен, и, по мнению экспертов, его тоже требуется корректировать. Но любые корректировки в правоустанавливающие нормативные акты - процесс чрезвычайно долгий, он может длиться многие годы. А вот скорректировать правительственный документ, при очевидных и доказанных минусах, гораздо проще.

Проблемы недропользователей

Кстати, о кодексах. Специалисты не раз подчёркивали: Лесной кодекс РФ (пункт 2 части 1 статьи 21) прямо разрешает вести золотодобычу в лесах: "Строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда допускается для разработки месторождений полезных ископаемых". И даже в зоне ОЗУ сплошные рубки разрешены, коль скоро речь идёт "о создании необходимых условий для эксплуатации соответствующих объектов".

Скажем больше: Водный кодекс РФ также недвусмысленно разрешает добывать золото, в том числе и в водоохранных зонах. Вот что говорится в пункте 8 части 15 статьи 65 ВК РФ: "В границах водоохранных зон запрещаются разведка и добыча общераспространённых полезных ископаемых (песка, глины, гальки, гравия, известняка и других. - Ред.), за исключением случаев, если разведка и добыча осуществляются пользователями недр, осуществляющих разведку и добычу иных видов полезных ископаемых (то есть золота в первую очередь. - Ред) в границах, предоставленных им в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах горных отводов и (или) геологических отводов на основании утверждённого технического проекта…".

Что же касается границ горных и (или) геологических отводов, то соответствующие работы регламентированы Федеральным законом «О недрах».

Борис ТитовТо есть и ЛК РФ, и ВК РФ, и ФЗ "О недрах" не только не запрещают, а непосредственно разрешают недропользователям добывать золото на территориях ОЗУ. И это, акцентируем ещё раз, правообразующие нормативные акты. Однако распоряжение Правительства РФ № 849-р (подзаконный акт!) их перечёркивает. Действительно, полный абсурд. Причём абсурд крайне опасный, способный уничтожить россыпную золотодобычу в ДФО. И совершенно очевидно, что данное распоряжение необходимо корректировать уже в самое ближайшее время, иначе последствия могут быть необратимыми.

Это, кстати, официально признал и бизнес-омбудсмен Борис Титов, который ещё в начале 2020 года обратился в Минприроды России с просьбой разобраться в ситуации с ОЗУ. И словно в подтверждение его позиции через несколько месяцев Московский арбитражный суд удовлетворил иск ПАО «Ксеньевский прииск» (это один из лидеров россыпной золотодобычи) к Рослесхозу, признав: в государственный лесной реестр были заложены недостоверные сведения об ОЗУ, что не позволило компании и её подрядчикам работать на законно оформленных лицензионных участках.


И тут показателен главный момент. Решение московского арбитража явно свидетельствует - судьи внимательно вникают в проблемы горнопромышленного рынка. Хотя специфика этой отрасли достаточно сложная, там есть множество подводных камней. Однако суд не стал принимать формальное решение по принципу "государственный орган (в этом случае — Рослесхоз) прав только потому, что он государственный орган". Нет, московский арбитраж разобрался в ситуации и вынес решение в пользу старателей. Тем самым восстановив справедливость и закон. А одновременно поддержав крайне нелегкий старательский труд.

Труд людей, которые добывают для страны золото, платят налоги, создают рабочие места и вообще несут большую социальную нагрузку. Честное слово, хочется поблагодарить судей, которые столь тщательно изучили предмет спора и вынесли единственно верное, законное решение в пользу старателей. Это вселяет уверенность — горнопромышленная отрасль может и в дальнейшем развиваться динамично, ведь коль скоро право в России первично — значит, всё будет хорошо.

Впрочем, ситуация с ошибочными данными в лесном реестре — ещё одна составляющая общей проблемы. Мы об этом также не раз писали, а сейчас и суд подтвердил, что из-за недостоверных сведений об ОЗУ золотопромышленники не могут добывать металл, платить налоги, создавать рабочие места, выполнять свои социальные обязательства. Такая вот показательная картина.

Ещё момент… Некоторые чиновники говорят, что для решения проблемы горняки могут переводить земли лесного фонда в земли иных территорий. Да, теоретически это возможно. Но именно теоретически, поскольку этот процесс занимает чрезвычайно продолжительное время. Минимум год, и это при очень хорошем раскладе, что нередко по срокам полностью противоречит требованиям тех же технических проектов освоения месторождений. И это ещё одна беда недропользователей.

Социальная ответственность

Да, проблема с особо защитными участками леса носит общий характер. Так, генеральный директор НКО "Ассоциация золотопромышленников Амурской области" Валерий Паршинков, с которым мы связались, тоже подтвердил это:

Валерий Паршинков"Всё и везде у нас одинаково, и проблема с ОЗУ в Приамурье, действительно, существует. Конечно, это негативно сказывается на деятельности отраслевых предприятий. А ведь многие из них являются градообразующими в своих населённых пунктах. И у нас, и в Забайкалье, и на Колыме, и в Якутии, и в Хабаровском крае, и в Иркутской области есть немало посёлков, где иной работы, кроме золотодобычи, просто не существует. Страшно даже представить, что будет, если такие компании прекратят свою работу. Но и небольшие предприятия также нередко оказываются одними из немногих работодателей и налогоплательщиков в своих районах, поскольку золотодобыча — одна из основ экономики ДФО. Да и социальной сферы тоже, ведь все профильные структуры имеют соглашения о социальном партнёрстве с местными администрациями. Они вносят серьёзный вклад в поддержку отдалённых территорий. Разумеется, проблемы недропользователей необходимо решать — во благо Дальнего Востока и всей страны", - подытожил Валерий Паршинков.

И вновь редакционная ремарка: да, проблемы решать надо. Но многие из них по своей сути глобальны, и для того, чтобы сдвинуть дело с мёртвой точки, требуются даже не годы — десятилетия. Это объективная реальность. Однако изменить распоряжение Правительства РФ № 849-р вполне реально уже в ближайшее время.

Так что руководители Союза старателей России и большинство участников рынка абсолютно правы — действовать в этой связи нужно максимально быстро, иначе Дальний Восток в целом и отрасль в частности ждут большие социально-экономические неприятности.

А это катастрофа. Особенно в условиях, когда золото остаётся чуть ли не единственным ресурсом со стабильно высокими мировыми ценами, то есть ресурсным базисом России.


Теги: ксеньевский прииск егор литуев виктор литуев озу экономика золотодобыча

 

Близкие материалы по тегам:

Связаться с редактором: 437199832
597706797



Система Orphus
Поделиться информацией:
Обсуждение

Банкротство граждан: актуальные проблемы.
Актуальные проблемы банкротства физических лиц – популярная и распространенная тема. Таким проблемам посвящено множество материалов. В сегодняшней статье мы разглядим основные нюансы проблем несостоятельности (банкротства) в РФ.
Банкротство граждан.
В 2002 году в Федеральном законе показалась новая глава под названием «Банкротство гражданина». В случае, если ранее банкротами могли заявить себя только юрлица, то с 2015 года физические лица кроме этого имеют на это право, например, личные предприниматели. Согласно данным статистики количество «проблемных» должников в РФ растет из года в год. Арбитражные суды в первый месяц после вступления в силу закона о банкротстве физических лиц получили несколько тысяч входящих заявлений о несостоятельности физических лиц. Но скоро ажиотаж прошел, что обусловлено стоимостью процедуры.
Дабы начать процедуру о признании несостоятельности, необходимо понимать, что это повлечет за собой определенные растраты. Национальная пошлина, составление заявления в суд и вознаграждение арбитражному управляющему в сумме составят приличные расходы. Одной из проблем банкротства является необходимость денежных трат с целью проведения процедуры. Вторая проблема, с которой сталкивается каждый, кто желает признать себя банкротом – сбор пакета документации.
Самостоятельно собрать необходимые бумаги сможет далеко не каждое физическое лицо. Обратившись за услугами в юридическую контору, граждан также ожидают растраты. Чаще без помощи опытного юриста обойтись не получается. При отсутствии хотя бы одного из требуемых документов арбитражным судом будет отказано в приеме заявления к рассмотрению. Так, возможно сделать вывод, что актуальной остается проблема финансовой стороны процедуры признания несостоятельности гражданина. Для большинства должников общая сумма денежных средств, которую придётся потратить в процессе дела о банкротстве, выясняется огромной.
Финансовый управляющий.
Одной из актуальных проблем процедуры банкротства физических лиц есть то, что арбитражные управляющие отказываются учавствовать в делах по несостоятельности физлиц из-за экономических соображений. Нежелание принимать участие обуславливается небольшими размерами вознаграждения финансовому управляющему. Если, участвуя в деле по банкротству юрлиц, управляющий может приобретать тридцать тысяч рублей каждый месяц, то при ведении процедуры несостоятельности гражданина он может претендовать на десять тысяч, которые возможно взять по завершении дела. Плюс к данной сумме должны прибавиться два процента от размера удовлетворенных требований кредиторов за счет реализации имущества физического лица, если таковое у него имеется.
Также необходимо понимать, что длительность процедуры несостоятельности физического лица образовывает до полугода. На реструктуризацию долга может потребоваться от четырех месяцев до трех лет. В случаях, когда замысел реструктуризации утверждается судебным органом, финансовый управляющий, согласно законодательству, обязан вести наблюдение за исполнением этого плана. Это значит, что вознаграждение он может взять максимум через три года. Управляющие не хотят делать лишние действия и тем более нести дополнительные затраты. Деятельность денежных управляющих контролируется. При обнаружении нарушений управляющий возможно оштрафован. А при повторном нарушении – лишен права на эту деятельность.
При ведении дел несостоятельности юрлиц управляющие часто трудятся в паре. Но в процедуре несостоятельности граждан такой подход денежно невыгодный. Довольно часто граждане, столкнувшиеся с банкротством, задаются вопросом, как воспользоваться услугами финансового управляющего и как поступить, если он захотел выйти из процедуры.
В России отмечается тенденция, что с каждым годом процесс несостоятельности будет становиться проще. дороговизна и Сложность процедуры скоро должны измениться.



развод взрослые дети

@=43245sa
22.01.2021 01:59  Mopsuljzk


Добавить комментарий

Имя:

E-Mail:

Город:

Комментарий:

Код: