Новости политики/экономики
В целом субъекты Российской Федерации поэтапно выходят из режимов вынужденных ограничений.
Политик уверен, это единственный способ выйти спорту из стагнации.
Политик уверен, от правильного питания напрямую зависит здоровье людей и нации в целом.
Регион остаётся лидером по количеству проведённых тестов.
Валерий Фальков обеспокоен ситуацией из-за коронавируса.
Финансисты, представляющие Финансовый университет при правительстве РФ, заявили, что в настоящий момент страна находится на начальном этапе роста безработицы.
Речь шла об экологии СФО.
На реализацию нацпроектов сибирским регионам выделено более 100 миллиардов рублей.

Кяхта – город с уникальной историей и незавидным настоящим

Кяхта – город с уникальной историей и незавидным настоящим

(17.07.2013 16:39) Что стало с некогда единственным центром российско-китайской торговли, лежащим на южной границе Бурятии

Сибирь обладает множеством уникальных мест – некоторые известны на весь мир и привлекают к себе внимание, другие – практически преданы забвению. Ко второй категории можно смело отнести город Кяхту, расположенный на юге Республики Бурятия на самой границе с Монголией.

Некогда этот населенный пункт был известен на всю Россию и за ее пределами. Кяхта приковывала к себе внимание крупных купцов, делающих миллионные состояния в силу своего уникального статуса. Дело в том, что с момента своего образования в 1727 году это поселение стало главным пунктом русско-китайской торговли.

В качестве показательной иллюстрации того, чем была Кяхта в былые времена, можно привести слова известного историка, исследователя российско-китайских отношений имперского периода Александра Старцева, который в беседе с "Сибинфо" рассказал: "Кяхта была торгово-купеческой слободой. После подписания Кяхтинского соглашения 1727 года было решено на границе Российской и Цинской империй установить торг, который долгое время был единственным разрешенным местом, где могла осуществляться русско-китайская торговля. Там жило население, которое, собственно, и было ориентировано на торговлю с Китаем. Сначала торговля была меновая, затем разрешили торговать на серебро, а позже и вексели".

Расцвет Кяхты был напрямую связан с чаем, и на долгий период времени данное пограничное поселение стало основной точкой, через которую в Российскую империю поступал этот продукт. По словам Александра Старцева, торговля чаем приносила бешеные прибыли и с Кяхтой связаны имена таких сибирских миллионеров, как Трапезников, Табашников и других.

Во второй половине XIX века, с началом использования в качестве главного пути перевозки чая из Китая в Россию по морю, а позже и со строительством железной дороги, Кяхта начала терять свое значение. Но в начале XX века за ней все же оставался статус центра русской торговли с Внешней Монголией.

Весьма красноречиво о Кяхте того периода говорит и то, что современники называли его "Забалуй-городок" и даже "Песчаная Венеция".

Но что же представляет собой Кяхта сегодня? Можно смело говорить о том, что былое величие и экономическая слава этого городского поселения далеко позади. Здесь практически отсутствует промышленное производство, но все так же сохраняются суровые климатические условия.

Весьма понятно о развитии Кяхты и ее нынешнем благополучии говорит и численность населения – в начале XX века здесь проживало около семи тысяч человек, к 2012 году, то есть спустя сто лет – 20 тысяч. Таким образом, город явно был выключен из процесса урбанизации.

Каждую зиму то и дело приходится слышать, что сельскохозяйственники Кяхтинского района терпят убытки от волков. Что касается лета, то здесь фиксируют стремительные процессы опустынивания. По словам главного научного сотрудника лаборатории географии и экологии почв Института общей и экспериментальной биологии СО РАН доктора биологических наук Анатолия Куликова, признаков аридизации, происходящих в Кяхте и соседних Бичуре и Мухоршибири, "не видит только слепой".

Своим социальным благополучием городу также трудно похвастаться. По словам общественницы Светланы Будашкаевой, в настоящее время Кяхта – это посредственный маленький городок, страдающий всеми "болезнями", присущими сотням и тысячам подобных населенных пунктов России, начиная от муниципального бюджета и заканчивая отсутствием достойной инфраструктуры.

Продолжая разговор о том, как ныне живет Кяхта, собеседница отметила: "Я знаю, что пару лет назад там была очень серьезная ситуация с памятниками культурного наследия, которые почему-то передали совершенно иногородним людям. Как раз эти исторические торговые ряды оказались в руках томских предпринимателей".

Справедливости ради стоит сказать, что республиканские власти все же пытаются проявлять интерес к южной окраине региона. Год назад в Кяхте прошел крупный международный туристический форум "Трансграничное сотрудничество в сфере туризма. Великий чайный путь". То есть со стороны руководства Бурятии присутствует желание обратиться к историческому наследию пограничного города и как-то развить бренд уникального для нашей страны города.

Экономист Аркадий Зарубин в беседе с нашим порталом упомянул, что региональное правительство действительно в последние годы делает ставку на туристическую отрасль и инфраструктуру. Так, со стороны властей декларировалось, что за пять лет на южном направлении запланировано ввести в эксплуатацию обход города Кяхты и реконструировать участок дороги в районе города Гусиноозерска, а также построить здесь стационарный пункт весового контроля.

Однако и здесь рано говорить о больших подвижках. Не далее как в начале июля жители Кяхтинского района выражали свое возмущение и протесты по поводу того, что федеральная автодорога А-165, именуемая в настоящее время А-340, практически разрушена и даже грозились перекрыть транспортную магистраль по направлению к Монголии.

В итоге сейчас приходится констатировать, что в прошлом небольшой, но всем известный город существует в режиме забвения. Как сказал нашему порталу ученый Александр Старцев, в настоящее время история Кяхты с многообразием происходивших здесь событий до сих пор так и не написана. В этой связи возникает вопрос – а сможет ли ее вообще кто-нибудь написать, если город останется жить при нынешнем порядке вещей…

Александр Шелягин
 


фото: russiasib.ru


Теги: малые города сибири бурятия туризм дороги

 

Близкие материалы по тегам:

Связаться с редактором: 437199832
597706797



Система Orphus
Поделиться информацией: