Новости политики/экономики
15:35
15.07
Золото высокой пробы.
10:20
15.07
Полпред президента в СФО находится с рабочей поездкой в Иркутской области.
22:05
03.07
Большинство выборов пройдут уже в сентябре 2020 года.
11:07
02.07
Предварительная явка по СФО составила 58%.
15:44
25.06
У нескольких сотрудников администрации был выявлен коронавирус.
22:59
22.06
Казино Joycasino – официальный ресурс с быстрой регистрацией и удобными способами ввода и вывода денег. В рамках бонусной программы можно получать различные поощрения.
17:20
22.06
Чем живёт одно из крупнейших в России золотодобывающих предприятий.
16:55
29.05
Помогать нуждающимся - достойнейшее из ремёсел.

Ислам в Сибири – между традицией добрососедства и новыми вызовами

Ислам в Сибири – между традицией добрососедства и новыми вызовами

(12.08.2013 17:03) Миграция в 21-м веке меняет национальный и религиозный облик макрорегиона

Окончание священного месяца Рамадан праздновали на минувшей неделе все мусульмане – в Москве на улицы вышли тысячи приверженцев ислама, чтобы отметить Ураза-Байрам (праздник, проводимый в честь окончания Рамадана). В последние годы это событие все больше и больше приковывает к себе внимание простых россиян и вызывает весьма неоднозначную реакцию – от толерантной до остро негативной.

Зачастую можно наблюдать очевидно ксенофобские комментарии и заявления об опасности ислама для этнического большинства нашей страны. Понятно, что в российской столице вопрос межконфессионального и межэтнического сосуществования и взаимодействия стоит более остро, чем, например, в Сибири. Однако очевидно, что и в нашем макрорегионе тема выстраивания отношений местного населения с новыми носителями мусульманской культуры, проникающими в первую очередь из центральноазиатского региона, становится все заметнее.

Традиционно толерантная Сибирь

В первую очередь необходимо отметить, что в общем и целом сам по себе ислам не является для Сибири неким новым явлением – на протяжении веков наш регион был поликонфессиональным и полиэтническим. Каких-либо ощутимых конфликтов и напряженности на религиозной почве в Сибири не отмечалось. Так сложилось исторически.

В данном случае, вероятно, следует упомянуть слова члена Общественной палаты РФ, главы клуба "Многонациональная Россия" Александра Соколова, который, высказываясь по поводу конфессиональной ситуации за Уралом, в беседе с "Сибинфо" отмечал: "С точки зрения общей картины – это достаточно спокойный регион. Это связано в том числе с тем, что он по своей сути переселенческий. Поэтому, как мне кажется, в Сибири и на Дальнем Востоке к новым людям относятся по-другому – более спокойно и доброжелательно. Помимо этого, расстояния и площади здесь совершенно иные, чем в Поволжье, на Кавказе или в Центральной России. То есть, грубо говоря, не так тесно".

Говоря о Сибири, также следует вспомнить и то, что ислам здесь всегда был традиционным и лишенным радикальных настроений.

Новые вызовы?

В то же время, несмотря на очевидное благополучие и отсутствие религиозной напряженности в Сибири, сейчас выражается мнение о том, что ситуация может измениться.

Так, известный новосибирский общественник, один из лидеров движения "РОД-Сибирь" Ростислав Антонов считает: "Если буквально несколько лет назад говорили, что ислам не играет значимой роли в Сибири, то сейчас с каждым годом мы видим все большее влияние этой религии на происходящее в Западной Сибири. Тот, кто утверждает обратное, – безусловно, лукавит. При сохранении сложившейся миграционной политики с каждым годом этот фактор будет только усиливаться".

Особое внимание собеседник сделал на следующем: "Нужно понимать, что ислам в Сибирь сейчас приходит не наш, российский, а ислам из Средней Азии, радикальный ислам. Среди его приверженцев достаточное число людей, которые имеют опыт участия в незаконных вооруженных формированиях – те, кто прошел революцию в Таджикистане, те, кто участвовал в беспорядках в Киргизии, Узбекистане".

По мнению собеседника, к этому нельзя относиться без должного внимания. Ростислав Антонов заметил, что в настоящее время правоохранительные органы и местные власти недооценивают те вызовы, которые несет радикальный ислам, и привел некоторые цифры: "Порядка пяти тысяч человек из 200 тысяч мигрантов, которые находятся в Новосибирской области, являются приверженцами радикальных течений, а следовательно, представляют собой достаточно серьезную потенциальную угрозу".

Вопрос конкурентоспособности

Более широко на проблему смотрит доктор политических наук, ведущий научный сотрудник Центра "Религия в современном обществе" Института социологии РАН Мария Мчедлова.

Эксперт уверена, что вопрос поиска адекватного и мирного сосуществования между разными культурными и религиозными общностями в настоящее время является общемировым и актуален не только для России или отдельных ее субъектов.

"Я вообще не люблю слово "опасность", употребляемое по отношению к религии. Сама по себе религия никогда не провоцирует конфликт. Конфликты провоцирует экономика и политика. Религиозный подтекст может привлекаться в качестве подпитки того или другого", – отметила собеседница.

Мария Мчедлова также напомнила, что непосредственно в Сибири диалог между мусульманами и, скажем, христианами, был всегда действительно безболезненным, однако новые вызовы все же могут последовать.

"Сейчас, вероятно, следует опасаться пришлых идеологизированных исламских течений, которые привносятся извне", – считает она. Сдержать этот процесс, по мнению эксперта, способен традиционный ислам, который должен быть конкурентоспособным и умеющим показывать свои преимущества по отношению к агрессивным течениям.

Александр Шелягин
 


фото: pomnipro.ru


Теги: сфо религия

 

Близкие материалы по тегам:

Связаться с редактором: 437199832
597706797



Система Orphus
Поделиться информацией:
Обсуждение


Добавить комментарий

Имя:

E-Mail:

Город:

Комментарий:

Код: